Нужен ли Украине новый общественный договор?

Екатерина Одарченко. 112-канал. 25.06.2018

В очередной избирательный цикл Украина входит с тотальным недоверием: населения — к власти, бизнеса — к власти и обществу, различных групп политической элиты — друг к другу. Ситуация всеобщего недоверия ставит под сомнение успешность любых предлагаемых изменений. Под угрозой находится сама государственность Украины, гражданское согласие в ней. Своими же руками мы помогаем агрессору достичь его целей, укрепить роль международного авторитарного движения. Но пока еще не все потеряно и не все так плохо, как может показаться. У Украины в запасе есть несколько месяцев, а, может быть, и лет, чтобы изменить это положение. О чем идет речь и что надо сделать?

Речь идет о формировании нового общественного договора для Украины. О принятии большинством населяющих ее людей определенных ценностей, норм поведения, рамок возможного и необходимого в самых различных сферах жизни общества и человека. В первую очередь о новом понимании того, как должны строиться отношения между людьми, между гражданами и государством. Но сформировать такое новое видение не удастся, если мы не обратимся к более общим вопросам о том, что такое человек, что такое власть и государство, что такое Украина не просто как географическая территория, а как особая историко-культурная и этническая целостность.

Новый общественный договор должен быть не каким-то фрагментированным заявлением, а серьезной основой для формирования идеологии нового украинского общества. Необходимо признать, что тотальный отказ от любой идеологии, провозглашенный после распада СССР, оказался ложным и исторически непродуктивным. Общество, как целое, не может функционировать без определенных скрепляющих его взглядов, убеждений и ценностей. Именно они и будут формировать содержание нового общественного договора Украины.

Хочу отметить, что вопрос о новом общественном договоре актуален не только для нашей страны. Попытки для его решения предпринимаются в целом ряде стран, различных по своему географическому положению, политическому устройству, мировоззрению, религии, историческому прошлому, причем в некоторых из них этот вопрос не только обсуждается в теоретической плоскости, но и предпринимаются практические шаги для его решения. Речь идет об Ирландии, Греции, Сербии, Китае, Иране, Турции и постсоветских государствах. Кратко обратимся к их опыту.
Ирландия

Экономический кризис 2008 года, жесткие условия МВФ привели к банкротству Ирландии. Для большинства ирландцев стало очевидным, что значительную роль в этом сыграли и собственные политические и экономические элиты. Пройдя через серию массовых волнений, катастрофического падения жизненного уровня, Ирландия пришла к убеждению, что необходимо изменение самой основы, базовых ценностей, на которых строилось их общество и государство. Через целую серию референдумов страна пришла к Национальной ассамблее, целью которой и стала выработка нового общественного договора и основанной на нем новой конституции страны. Процесс был успешно завершен в 2013 году. Можно уверенно утверждать, что Ирландия не только преодолела кризис, но и восстановила докризисные показатели своего развития и уровня жизни людей.
Греция

В Греции ситуация оказалась тоже достаточно острой. Носителем идей нового общественного договора в этой стране стали уже сформировавшиеся политические силы — партии «Сириза», «Новая демократия», Всегреческое социалистическое движение «ПАСОК», «ХрисиАвги», «Левое антикапиталистическое объединение за перемены», «Общественное соглашение». При всем разнообразии политических взглядов все греческие партии согласились исходить в своей деятельности из признания особой политической роли Греции в мире как колыбели демократии и свободного гармоничного развития личности каждого гражданина страны. О важности формирования нового общественного договора для стран Европы неоднократно публично заявлял премьер-министр Греции Алексис Ципрас.
Сербия

Оппозиционное, правда достаточно пророссийское движение «Двери», предлагает в основу нового общественного договора Сербии положить сл

едующие основные принципы: 1) семья на первом месте; 2) солидарность — социальный патриотизм; 3) экономика по-хозяйски; 4) реальное и устойчивое развитие Сербии; 5) за сильную Сербию свободных людей; 6) против паразитической власти политических партий и колониализма; 7) не кради у державы, не кради у народа; 8) внешняя политика, направленная на защиту интересов страны; 9) сербская сеть: только сербские интеграции не имеют альтернативы; 9) культурно-просветительская и спортивная политика идентитета; 10) новое воодушевление (время упорного труда над развитием нашей экономики, потому что это единственный путь к лучшей жизни; время, чтобы с новым национальным воодушевлением заниматься наукой, образованием, культурой, спортом – тем, что наилучшим образом представляет наш народ в мире).
Китай

В Китае общественный договор, как таковой, не признается, но он существует и эффективно действует. В его основе лежат три основных идеи: маоизм, конфуцианство и неформальные соглашения добрососедства. Например, частная собственность представляется не через гражданский кодекс и другие правовые институты, а через длительные отношения, всеобщее распространение неформального взаимовыгодного договора и невозможность его нарушения без реального риска быть исключенным (действительно, а не на словах) из общества. Китайский общественный договор авторитарен и коррупционен, но он действует. Политика децентрализации и ослабления партийного контроля, проводимая пекинскими властями, привела к тому, что местные власти на низовом уровне стали выполнять общественный договор с локальными сообществами: обеспечивать правила игры, не оглядываясь на указания центра и директивы очередного пятилетнего плана.

Путь Китая лежал через феодальную неупорядоченную жесткую систему к системе неупорядоченных, но свободных кланов. При этом необходимо отметить, что бюрократия на Востоке никогда не была стройной системой, способствующей установлению правил, так как чиновник там всегда был свободен в трактовке действовавших положений. Существенную роль в китайском варианте общественного договора, как и везде на Востоке, играет система личных связей и отношений, личной поддержки «своих». Переосмысление этого положения привело китайское общество к достаточно мягкой интеграции в систему сетевого капитализма. Кстати, нечто подобное описывалось учеными еще императорского Китая эпохи Цин (1644-1912). В основе китайского общественного договора лежат положения о том, что любое решение, любое действие человека социального (а представителя власти или бизнеса — во много раз больше) должно учитывать и сохранять интересы всех сторон. У власти есть свои функции, которые она выполняет по поручению общества, обменивая качественное их выполнение на часть прав и свобод, передаваемых ей каждым китайцем. Все элементы китайского общества связаны взаимными неформальными и формальными договоренностями, представляющими собой сложившуюся систему с открытым доступом.

Исламские страны

Особого внимания заслуживает понимание общественного договора в странах исламской цивилизации. Как таковой, этот термин в них не применяется. Но о сущности явления арабо-персидская философия ведет изыскания уже начиная с ІХ века, то есть намного раньше, чем европейская мысль. Эти изыскания никогда не оставались сугубо теоретическими: они сопровождались конкретными поучениями для правителей. Примечательно, что даже мусульманские авторы, работающие в ведущих научных центрах США и Европы, признают первенство ислама в установлении конституционного порядка и общественного договора. К их числу относится, например, Муктедар Хан, ведущий сотрудник Института Брукингса.

В основе исламского общественного договора лежит следующий ряд идей. Во-первых, вся правда мира и человека содержится в священном Коране и сунне пророка Мухаммада. Все происходящее может и должно быть оценено с точки зрения их предписаний. Исходя из положений шариата (политико-правового учения ислама), закон – это нечто гораздо большее, чем просто благо для общества и его членов. Повиновение закону является формой поклонения Всевышнему Аллаху. Мусульманину выгодно соблюдать закон при любых обстоятельствах, и эта выгода всегда несравнимо выше любых многомиллионных контрактов. Более того, соблюдение закона Аллаха – это вообще самоцель для мусульманина, одна из граней смысла его жизни. К примеру, для бизнесмена-мусульманина соответствие его деятельности шариату гораздо важнее самой прибыли. Во-вторых, ислам — это покорность. Каждый обязан повиноваться власти до тех пор, пока она остается в рамках Ислама. Но каждый обязан сопротивляться власти, в том числе и с оружием, если она выходит за рамки Корана и Сунны. В-третьих, эффективность власти, ситуация в обществе являются результатом деятельности и взглядов каждого человека. Цель — формирование совершенного Человека. Человек — наместник Бога на земле и несет всю полноту ответственности за все, что происходит в мире. Совершенный человек порождает совершенное общество, а совершенное общество создает совершенный мир. В-четвертых, принцип равенства и братства. Все люди равны между собой как люди и различаются лишь тем, что одни — мусульмане, а другие — нет. Власть и богатство рассматриваются не как определенное благо и заслуга, а как испытание, данное человеку. Пятое: принцип ограниченных потребностей. Человек должен ограничиваться необходимым ему минимумом земных благ. Недопустимыми выступают «противоестественные» методы получения благ: воровство, кредит и процент, биржевые операции, предоплата товаров и услуг. Осуждается даже принцип жесткой цены — цена сделки определяется уровнем нуждаемости и материальных возможностей каждой из ее сторон. В-шестых, существует принцип совета, «шура». Все решения, кем и когда бы они ни принимались, от семьи до государства, принимаются на основе предварительного обсуждения и согласования.

Конечно, модель организации общества, предложенная классическим исламом, никогда не была в полной мере реализована. Но она всегда оставалась и остается системой мировоззрения большинства мусульман и продолжает оказывать непосредственное влияние на их поведение.

Анализ подходов к содержанию и форме нового общественного договора, методам его формирования и оглашения, разрабатываемым многими современными учеными, является необходимым предварительным этапом в подготовке нового общественного договора для Украины.

Коментувати



Читайте також

Рекомендації

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.