Пражская весна и газ

Галина АКИМОВА

На прошлой неделе Европейский Союз подписал с представителями Грузии, Азербайджана, Турции и Египта декларацию, касающуюся проекта строительства газопровода Nabucco. Казахстан, Туркмения и Узбекистан поставить подписи отказались. Мероприятие проходило в Праге в рамках форума "Южный коридор — новый Шелковый путь". Наблюдателями выступили США, Россия и Украина. Вторая встреча по данному проекту намечена на июнь. Однако происходящее — это собственная игра каждого участника переговорного процесса, а цели у всех свои…
ЕС организовал подписание еще одной декларации без конкретики
http://telegrafua.com/469/economics/9925/

В последнее время Евросоюз заметно увлекся подписанием неофициальных документов, которые не несут серьезной смысловой нагрузки и не содержат конкретных обязательств действующих лиц. Таким документом является Брюссельская декларация, которую с радостью подмахнули украинские лидеры. Аналогична ей и декларация пражского саммита. Как и в нашем случае, его цель — подтвердить готовность сторон к сотрудничеству, если это сотрудничество когда-либо будет иметь место.
Но если в Брюсселе речь шла о модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС), то в Праге — о строительстве газопровода Nabucco. Напомним, что первоначально проект Nabucco, который был представлен в 2004 году, предполагал поставку газа с месторождений Ирана в Персидском заливе. Спустя два года было принято решение отказаться от иранской нефти и переключиться на туркменский газ. Но и это решение не является окончательным из-за неопределенной позиции Ашхабада, который то хочет "европеизации" в обход России, то не хочет.
Российские власти в свою очередь продвигают альтернативный проект под названием "Южный поток" мимо Украины по дну Черного моря, затем через Балканы — в Центральную и Южную Европу. Пока "Южный поток" по всем параметрам обыгрывает Nabucco. Во-первых, Россия уже подписала договоры со странами-транзитерами Болгарией и Сербией. Во-вторых, сманила из Nabucco концерн Gaz de France, который официально вышел из участия в строительстве этого трубопровода вместе с деньгами. А ведь на реализацию проекта необходим огромный объем финансовых вложений — свыше $7 млрд.
Это косвенно подтолкнуло к участию в Nabucco Турцию. Дело в том, что французы мотивировали свой переход под российское крыло довольно хитро: выставили требование (которое, естественно, не было удовлетворено) признать геноцидом турецкую резню армян. Однако и Турция не смолчала: она увязала свое участие в проекте с разблокированием вопроса о вступлении страны в ЕС.
В паре с Турцией ведет игру и Азербайджан. Эти две страны роднит не только созвучность языков (азербайджанский и турецкий очень похожи), но и общая историческая конфронтация с Арменией. Уже не первый год Баку пытается убедить европейцев, что его мощностей достаточно для поддержания Nabucco, и потому именно он, а не Туркменистан, должен стать ключевой страной-поставщиком.
Для подобной позиции есть не только политическая причина. Она кроется не в гипотетическом избытке газа на месторождении Шах-Дениз, а в уже построенном участке трубопровода, который соединяет Азербайджан с Турцией, известном как Баку—Джейхан. История этой магистрали аналогична ситуации с трудопроводом Одесса—Броды. А ведь его тоже сооружали с прицелом на транснациональный проект, и денег было вбухано немеряно, но труба так и застряла под Одессой, превратив розовые мечты в головную боль. Чтобы этого не случилось с Баку—Джейхан, который три года назад торжественно открывали президенты Ильхам Алиев, Михаил Саакашвили и Ахмед Hеждет Сезер, Азербайджан прилагает массу усилий, демонстрируя себя как надежного партнера Европы. А также как страну, которая не стесняется повышать свой голос на Россию.
"Апрель был обозначен заявлением президента Азербайджана Ильхама Алиева о том, что Россия должна стать не только покупателем, но и транзитером азербайджанского газа. Это революционное требование для Москвы, поскольку в российском законодательстве отсутствует понятие транзита, будь то потоки газа, нефти или электроэнергии. РФ выкупает весь газ и нефть у производителей и продает их Западу и Украине как свои. Москва всегда использовала этот фактор в качестве преимущества при поставках газа из стран Средней Азии…", — говорит директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.
Не так уже однозначна и позиция президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова, которую российские СМИ приписывают успехам своей дипломатии, а азербайджанские называют отказом от участия в проекте. На самом деле Бердымухамедов еще не сказал окончательного слова. Он просто взял паузу. До лета.
По мнению аналитиков, наследнику Туркменбаши нравится, что одной из главных задач саммита было заручиться его поддержкой. И то, что "дешево" он не сдался, означает лишь продолжение процесса "замолаживания" Ашхабада со стороны Европейского Союза, что так же позволяет ему держать в напряжении Москву, отношения с которой у него в последнее время несколько испортились. Вообще, Туркменистан довольно неплохо освоил тактику наказывать российских партнеров за, как он считает, некорректное поведение, своими "евронаправленными шагами".
"Не так давно Россия осуществила отбор туркменского газа из транзитной трубы, чтобы покрыть свой собственный дефицит, что стало предметом обострения отношений Москвы и Ашхабада. Туркменские власти тут же подписали меморандум о долгосрочном сотрудничестве с немецким концерном RWE, который будет разрабатывать газовые месторождения на Каспии. По словам председателя правления RWE Юргена Гроссмана, поставки туркменского газа на европейские рынки в идеале должны осуществляться по транскаспийскому газопроводу в обход России", — отмечает Виталий Кулик.
Россия относится к происходящему с изрядной долей сарказма, под которым скрывается реальная тревога. С одной стороны, Москве бояться пока нечего. Nabucco перманентно находится под угрозой срыва, денег на его строительство ЕС никак не соберет, особенно после выхода из проекта самого финансово сильного участника — Франции. А участившееся подписание неофициальных деклараций под эгидой европейских саммитов — это такая себе разминка во время кризиса, когда документы, наполненные конкретикой, подписывать никто не решится. То ли дело договоры, заключенные Россией с Сербией и Болгарией. Они носят отнюдь не декларативный, а вполне прикладной характер и позволяют "Южному потоку" бесспорно обыгрывать Nabucco по всем направлениям.
Но, с другой стороны, опасности все же есть. "Кремль опубликовал собственные предложения по организации европейского газового рынка под названием "Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики (цели и принципы)", — подытоживает Виталий Кулик, — но он вызвал еще больше вопросов у западных экспертов. Таким образом, Москва все же оказалась в определенной мере в изоляции. И это не может ее не тревожить…".

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.