Прямая демократия в Центральной Азии и предчувствие духа позитивных перемен в Евразии

 

Валентин Якушик,

доктор политических наук,

профессор Национального университета

«Киево-Могилянская академия»

 

Вспоминаю, как когда-то в уже таком далёком 1983 году я со своими друзьями и коллегами был поражён искусством премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер вести открытую, откровенную беседу в прямом эфире со своим народом, отвечать на самые сложные вопросы внутренней и международной политики (а тогда как раз произошла высадка войск США в Гренаду). Для нас это было новинкой, открытием: такой институт прямой демократии – прямое общение лидера со своим народом, непосредственная «обратная связь»! В нынешний период, когда все мы уже привыкли к различным передовым политическим технологиям, такое же сильное впечатление оставляет и «хождение в народ» Владимира Путина, его прямое, откровенное общение с россиянами. Приятно отметить, что подобное проявление прямой демократии укореняется и на просторах Центральной Азии – в Республике Казахстан – государстве, которое на протяжении последних 10 лет уверенно и по многим позициям удерживает пальму первенства в этом важнейшем геополитическом регионе.

Глубокое, очень приятное впечатление произвёл прямой эфир 13 ноября сего года, когда Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в течение трех часов общался на государственных теле- и радиоканалах с гражданами своей страны и гражданами некоторых иных стран.

Практика ведения подобного прямого диалога для Нурсултана Назарбаева не нова. Такое общение для него также уже стало традиционным. Однако нынешний прямой эфир по масштабам охвата участников и по уровню технического обеспечения подготовительных этапов был беспрецедентным. Предварительная работа по изучению общественного мнения велась на протяжении трех недель. Ее генератором стал специально созданный “callcentre”, где аккумулировались, систематизировались и анализировались вопросы и обращения граждан, поступающие через веб-портал правительственного сайта, а также посредством телефонной связи и СМС-сообщений.

В итоге на прямую линию поступило более 40 тысяч вопросов, что в восемь раз превышает статистику Интернет-конференции, проведенной лидером Казахстана в 2007 году. Такие количественные показатели, безусловно, свидетельствует о тенденции к повышению уровня зрелости демократического самосознания казахстанцев, их неравнодушии к актуальным проблемам развития страны. Это также служит ярким индикатором народной популярности харизматичного лидера Казахстана, доверия граждан к проводимому им реформаторскому курсу.

Во время своего общения с казахстанцами в режиме он-лайн Нунсултан Назарбаев не пытался лавировать, уходить от ответов, сглаживать острые углы. В итоге диалог получился предметным, честным и неформальным. Отвечая на вопросы, лидер Казахстана продемонстрировал прекрасное детальное владение ситуацией в стране, масштабное и перспективное видение путей решения множества имеющихся проблем, высказал собственную точку зрения по преодолению актуальных вызовов и угроз, таких, как, например, обеспечение региональной и глобальной безопасности, противодействие «эффектам турбулентности» в мировой экономике. Еще один характерный момент: проявляя в ходе прямого эфира жесткую политическую волю и принципиальную позицию по острым вопросам, Президент Казахстана убедительно доказал и то, что ничто человеческое ему не чуждо. Деликатные вопросы из области «чисто личных» нисколько его не смущали, а ответы на них однозначно свидетельствовали о тонком чувстве юмора, присущем казахстанскому лидеру.

Следует признать, что поводов для оптимизма у Нурсултана Назарбаева немало. Ведь даже в условиях мирового финансового кризиса, приведшего к коллапсу некоторых «прогрессивных» экономик, Казахстану удается не только удерживаться на плаву, но и довольно успешно совершать прорыв в посткризисный виток развития. Благодаря упреждающим мерам правительства, контратаке на первые проявления глобальных финансовых потрясений, Казахстан сумел добиться существенного снижения годового уровня инфляции, увеличить приток капитала и улучшить многие макроэкономические показатели.

Еще осенью 2007 года по поручению Нурсултана Назарбаева правительство Казахстана выделило 4 млрд. долларов на борьбу с кризисом. Позже, в 2008 году, была поставлена задача реализации масштабной антикризисной программы: из Национального фонда было выделено еще 10 млрд. долларов, благодаря чему, по сути, удалось спасти от банкротства казахстанские банки и обеспечить кредитование малого и среднего бизнеса. В итоге продуктивность этих секторов заметно повысилась и превзошла показатели прошлого года.

В целом, антикризисные меры Казахстана, имеющие ярко выраженную социальную направленность, оцениваются как эффективные многими авторитетными экспертами. Подобную позицию разделяет и сам Президент Назарбаев. Так, в ходе прямого эфира он чётко резюмировал: «Уверен, что текущие трудности мы трансформируем в бесценный опыт для успешного развития в будущем. Многие финансовые институты сейчас извлекают уроки из нынешней ситуации, и я полагаю, что именно здесь сильнейшие и наиболее конкурентоспособные из них проявят себя».

Констатируя достижения своего государства, Президент засвидетельствовал глубокую признательность мудрому многонациональному народу Казахстана за то, что на протяжении 18 лет независимости в стране удается сохранять межнациональный мир и согласие при любых обстоятельствах, даже в условиях крайне неблагоприятной внешней конъюнктуры.

Опыт гармонизации межэтнических отношений Казахстана, где мирно проживают представители 140 национальностей и 46 конфессий, давно высоко оценивается мировым сообществом. Являясь важной составляющей идеи национального единства республики, этот важный позитивный опыт является одной из главных опор предстоящего председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. И он способен сыграть знаковую роль в процессе построения новой архитектуры безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока.

Кстати, в ходе прямого эфира Нурсултана Назарбаева тема председательства Казахстана в ОБСЕ никак не могла быть обойдена. Показательно и то, что с вопросом по этому поводу к Нурсултану Назарбаеву обратился видный российский политик Евгений Примаков, бывший премьер-министр и руководитель Службы внешней разведки России, а ныне президент Торгово-промышленной палаты этой страны, имеющий реноме патриарха в международных политических и деловых кругах.

По словам Нурсултана Назарбаева, Казахстан, являясь коллективным кандидатом на председательство в авторитетной международной организации, очень ответственно подходит к данному вопросу, стремясь обеспечить здоровую почву для взаимодействия между Западом и Востоком, между Европой, государствами СНГ и Центральной Азии. «У нас есть, что предложить, чтобы все три «корзины» ОБСЕ работали эффективно», подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

Казахстан с момента обретения независимости занимает активную позицию в вопросах обеспечения региональной и глобальной безопасности, ядерного разоружения, сокращения оружия массового уничтожения, действенно участвует в решении проблем Афганистана. Это дает аналитикам основания говорить о том, что сам факт, что Казахстану доверен пост председателя ОБСЕ, есть первым шагом в процессе ренессанса потенциала этой организации, шаг к налаживанию взаимопонимания между участниками данной международной структуры.

В этом контексте большое уважение вызывает инициатива Нурсултана Назарбаева о проведении в период казахстанского председательства саммита ОБСЕ, который, как известно, в последний раз проводился десять лет назад в Стамбуле. Дело это сложное и хлопотное с учетом тех серьёзных противоречий, которые проявляются сегодня внутри этой организации. Но даже сам факт лоббирования столь мощного и амбициозного нового импульса к сближению говорит о политической дальновидности Нурсултана Назарбаева, политика мирового масштаба. Практическое же воплощение этой идеи, без сомнений, откроет новую страницу в истории Организации и позволит наряду с «духом Хельсинки», возникшем в 1975 году, говорить о «духе Астаны» духе новой архитектуры глобальной безопасности периода постиндустриального развития.

 

Коментувати



Читайте також

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.