Шагнуть в иное. Как Украине научиться управлять своим будущим
Футуролог Владимир Никитин 05.12.16 рассказал Фокусу, как самоопределение поможет Украине сохранить суверенитет на свободу будущего и почему украинские политики и международные корпорации хотят продлить настоящее.
Кратко о будущем
Будущее — это маршрут. Если давать краткое определение будущего, то это смысл, положенный на волю. Это не тенденции и не технологии. Будущее для себя и других делают те, кто имеет волю к этому.
Срочное и важное
Есть вещи важные, а есть вещи необходимые или срочные, и их надо разделять. Срочные — это решать жизненные вопросы, которые нельзя отложить: идёт война, нужно кормить семью, идти на выборы… Тебя постоянно втягивает в этот круг. А важное — это про будущее, Бога, смерть, любовь. Но мы всё время думаем, что займёмся этим потом, а сейчас надо решить срочное. У меня такое ощущение, что Украину искусственно вогнали в ситуацию, когда ни о чём, кроме этого срочного, страна думать не может. Только начинаешь разговор о будущем, как говорят: «Да, это надо, но это потом, сейчас надо вот это решить». И сети во многом работают на это.
Мир быстрых изменений
Мы живём в мире быстрых изменений, но это не значит, что нам в нём нужно быстро крутиться. Есть четыре варианта: бежать со всеми и вместе проноситься мимо всего. Бежать быстрее, то есть стать лидером, на какое-то время возглавить гонку. Третий вариант — остаться на месте. И пусть всё катится мимо вас, а вы живёте в своём темпе, мире и нормально себя чувствуете. А есть четвёртый вариант — подняться над этим миром, посмотреть, куда всё двигается, и спокойно пойти туда, куда вы решили идти, а не туда, куда решили бежать все. Я предпочитаю четвёртый.
Есть философское понятие «рефлексия» — остановка для выхода из ситуации и взгляда со стороны. Нельзя одновременно останавливаться и бежать. Рефлексия требует, чтобы вы ушли от всех дел, остановились перед пропастью и смогли через неё перепрыгнуть, если захотели, или вернулись обратно, чтобы этого не делать. Этой рефлексии у страны нет. Она все время бежит и суетится.
Игры настоящего
В спонтанном мире игра — инструмент понимания работы с будущим. Игры имеют разные уровни. Первый — «что такое хорошо, а что такое плохо?». Вторая игра — «свой — чужой». Украина взахлёб сейчас играет в неё. При этом существуют диаметральные расхождения по тому, как определять своих и чужих: по языку, мыслям, действиям или отношению, но люди предпочитают ставить более простые разграничения — по языку видно, значит, по нему будем различать. Причём, не понимая, что это разграничение ввели немецкие романтики, когда из княжеств делали единую Германию. Это была определённая технология сшивки Германии. Следующий вид игр «как правильно?». Все коучинги, всё то, что сейчас продается, это игра «как правильно?». Сейчас это самая распространённая игра. И считается, что выше неё нет ничего. Но есть игры более высокого уровня, например, «а в чём смысл?». В это играют уже меньше людей. Для того чтобы подняться ещё на одну ступеньку, нужно уйти от собственного я, тогда для тебя откроется игра «как творить собственный мир?». Такое возможно в том случае, когда человек начинает создавать собственные игры. И самый высокий уровень — это игра с сущностями, с небом. Я думаю, что игра станет инструментом управления обществом. Тот спектакль, который нам демонстрирует Рада, это пока плохая игра. Бессмысленная и не по тем правилам, но об игре «как правильно?» они уже начинают говорить.
Фрагменты и Целое
Нас уверяют, что мы вошли в мир знаний, но на самом деле мы из него вышли. Мир знаний — мир текстовой культуры, мир сложных смысловых связок, а мы ушли в мир информации. Он устроен по-другому. В мире информации нет идеи целого, есть только идеи частей или фрагментов. Быстрота информационного мира связана с тем, что в нём нет целого, а значит, нет смысла, потому что смысл — это отношение к целому. Вы находите смысл своей деятельности в чём-то целом — в семье, в культуре, в человечестве или в Боге. Мир информации привёл нас к обучению фрагменту. Есть книга «Взрыв в обучении» австралийско-американских авторов, очень хорошая книжка о том, как современных студентов обучать фрагментам. Книга начинается с тезиса: никогда не учите целому. Учите фрагментам. Фрагменты легко поменять, заменить, фрагментами легко обмениваться в сетях. Ведь что такое идея компетенций — это идея фрагментации. Я как-то был на конференции в Стамбуле, где один американский профессор рассказывал, как они перешли на компетентный метод обучения и сколько у них компетенций. Я ему задаю вопрос: «А кто за целое отвечает?» А он мне в ответ: «Мы еще 300 компетенций введём» Ведущая семинара, очень умная американка, сказала: «Он вас не поймёт. Дело в том, что если в стране целостная и устойчиво организованная деятельность, как сейчас в США, то фрагменты легко вставить в целое. Но если у вас страна в процессе преобразований и нет устойчивых структур, то эти фрагменты начинают жить своей жизнью, вне смысла и целого».
О времени
Есть два базовых понимания времени. То, чему нас всех учили: время — это четвёртое измерение; пространство и время тесно связаны, поэтому можно заменить одно на другое и путешествовать во времени. Есть другое представление, о том, что время есть всего лишь грамматика описания изменения пространства и в этом смысле оно противоположно пространству. Я придерживаюсь второй точки зрения. Есть персональные времена, связанные с тем, как движутся изменения внутри вас, время, которое можно описать как изменение мысли. Есть социальное время, которое позволяет фиксировать изменения в социуме. При этом в социуме живут люди, у которых принципиально разные картины времени. Например, я много лет жил в селе и понимаю, насколько я отличаюсь от односельчан в понимании времени. Я не говорю, что я лучше или хуже, просто моё восприятие времени иное. Будущее же всегда иное. Иное живёт одновременно с нами сейчас. Оно живёт в каких-то своих замкнутых капсулах. Иногда эти капсулы раскрываются и становятся для многих общим видением. Но капсулы могут быть закрыты и сотни лет. Если посмотреть на школу Пифагора, в которой он утверждал, что основанием мира есть число, то сейчас можно увидеть, что школа, просуществовавшая 800 лет, в чем-то сегодня победила. Мы стали жить в цифровом мире, и он стал общим для всех нас. Капсула открылась. Правда, у пифагорейцев число было сакральным и осмысленным, у нас же цифровой мир существует с отрезанным числосмыслом. В общем, непонятно, какая и в какой момент капсула раскроется и в какую войдёте лично вы.
Об уровнях коммуникации
У нас сейчас упрощают мир коммуникации. Если взять условно лестницу коммуникаций, то есть уровень безлюдной коммуникации, то есть big data и передача данных, и эта линия становится всё мощнее. Есть более высокая форма — общение. Когда вы сообщаете друг другу о том, вместе вы или по отдельности, одной крови или нет. Общение, по сути, держится только на этом. Женщины могут часами говорить как бы ни о чём, но на самом деле они так друг другу демонстрируют единство понимания. Эта линия сейчас развита, туда сейчас ещё встроился селфи-мир.
Более высокий уровень коммуникации — это коммуникация о том, «что мы делаем вместе?». Это профессиональная коммуникация, и она организована не так, как общение. Там другой протокол. Нам сейчас пытаются её разнообразить, рассказывая, как сделать деловую коммуникацию, приближённую к общению, чтобы вас понимали и приняли. Есть ещё более высокий уровень коммуникации — о смыслах. Зачем мы вместе, что мы будем делать, какие у нас стратегии. У нижних уровней таких вопросов просто нет. Но это не самый высокий уровень. Самый верхний уровень коммуникации — по поводу блага и Бога. И верхние уровни коммуникации сейчас уничтожаются начисто, особенно средствами массовой информации. Но зато, если вы вошли на эти уровни, это огромное счастье. Это собеседование с содержательными людьми о небе и о любви. Мне повезло встретить таких людей.
Образование будущего
Я сейчас участвую в создании новой украинской доктрины образования для будущего. Она делается на трёх уровнях. На уровне принципиальном — какое образование в принципе должно быть, на уровне сценариев для Украины, и на уровне проектов, понятных для широкого зала.
Так вот, нужно различать три вещи: образование, подготовку и обучение. У нас образованием называется подготовка. На самом деле образование — это способность творить собственный мир и участвовать в сотворении мира вокруг. Для всей сферы образования, подготовки и обучения важно, кто является заказчиком. Заказчиком на образование являетесь только вы, и еще, в некоторых случаях, подлинная элита. Ни государство, ни родители или корпорации не заинтересованы в том, чтобы вы были образованны. Образование делается вами, но для этого нужен Учитель. Но не тот, кто учит, а тот, кто открывает дверь в мир, показывая, что можно сотворить свой мир. У меня был Учитель. Я не являюсь его последователем, и многое из того, о чём он говорил, не принимаю, но он показал, что можно строить мир вопреки тому, что творится вокруг.
Образование имеет стадии — окультуривания, идентичности и самоопределения. У многих на первых двух стадиях всё заканчивается. Они нашли свою дорожку в социуме, которая может быть более или менее протоптана, но главное, что социум её признаёт. Переход к третьей стадии происходит в тот момент, когда вы понимаете, что вас не устраивает, как устроен социум, и хотите создать собственную дорожку. И тогда вам придётся самоопределиться, чтобы построить собственное движение. Тут и начинается страшная атака на вас со стороны ближайших людей. Вас будут уверять, что вы сошли с ума, что нужно жить, как все. Родители будут говорить, что сначала иди и получи профессию, а потом уже ищи своё иное. Но если вы устояли, у вас начнётся самостояние и затем появится самодвижение. В результате у вас будет собственное учение или свой мир. Но если вы это сделали, у вас наступает возможность самоотречения. И тут есть два варианта: или самоотречение и растворение в природе, или вы встретили, например, любовь, и тогда можно начать сначала. Можно самоопределиться заново.
Сегодня стремительно обновляется мир подготовок, технологий обучения, и это заслоняет необходимость самообразования и образования страны, мира, человечества.
Я не знаю других инструментов построения будущего для нашей страны, кроме как с опорой на образование, но ни в одной стратегии Украины этот момент не прописан. Нужно создать хотя бы один образовательно-исследовательский центр высокого уровня.
Например, в ФРГ комиссия при бундестаге определяет стратегию страны. Я был в Тюбингенском университете, одном из старейших университетов, и его ректор стал жаловаться, что им приходится часто менять учебные программы. Я его спрашиваю, на что вы опираетесь? На идею идеального университета, на состояние рынка труда, рабочих мест и прогнозов или на картину будущего? Он ответил, что идеальных моделей нет, это всё сказки, опираться на рынок бессмысленно, поскольку он уже сейчас меняется каждые три года, а студенты учатся 5–6 лет, поэтому они опираются на картину будущего, которую предоставляет комиссия при бундестаге, которая разрабатывает сценарии развития будущего мира и Германии и все на это ориентируются. У нас дважды создавали Комиссию будущего при Верховной Раде и дважды её закрывали. В стране нет центров изучения будущего, в том числе будущего образования. Мы пытаемся всё время подправить настоящее, не меняя его принципов. Так мы никогда не выйдем к будущему.
Об уровнях свободы
Свобода или вольность является спецификой Украины. Этим мы отличаемся, например, от России. Но вольность не предполагает ограничений — это наша беда. Мы не можем дисциплинироваться и построить что-то общее, потому что идея вольности является господствующей. Мы ориентируемся на свободу выбора социальной роли. Но выбор — это всегда то, что тебе предлагают. И тут нет подлинной свободы, чтобы принять своё решение. Другой уровень — свобода мышления или самоопределения. Социум сопротивляется, чтобы вы имели эту свободу. А третий уровень — это свобода воли. Это свобода принять волю мира, сущего, Всевышнего. В Украине пока говорят о свободе выборов, а даже не о свободе выбора.
О будущем Украины
Когда настаивают, что нужно построить идентичность Украины или человека, всегда отсылают к прошлому или существующему. Это вещь важная, когда живёшь в социуме, но будущее всегда связано с самоопределением. Самоопределение, сотворение иного — принятие решения по поводу того, что будет.
У нас будущего боятся, потому что его сценарии практически все негативные, кроме восторженного сценария о сингулярности, за которым следует неизбежный вывод о трансгуманизме. А остальные сценарии все разрушительные, кроме сценария — создать человечество.
Одни напуганы, другие боятся, что у них не будет места в будущем или того места, которые они занимают сейчас. Ни один политик, крупный бизнесмен в будущем не заинтересован. Они все хотят сохранить настоящее, где у них уже есть место, отсюда такая любовь к концепции устойчивого развития, ведь она исключает будущее в принципе.
Сейчас Украина ещё мучается с идентичностью, считая это вершиной смысла для себя. Но есть же ещё уровень самоопределения. Нужно учитывать, что мир становится экстерриториальным. Связка между властью, территорией и народом разорвана, поэтому неизвестно, будет ли через 20–40 лет существовать Украина, Россия, Соединённые Штаты Америки. Но Украина как место и как некоторое состояние, надеюсь, сохранится, а для этого она должна понять, что она за состояние и место. Она должна избегнуть уничтожения, по крайней мере пока не созрела. Ведь единственный подлинный суверенитет для страны — суверенитет управлять своим будущим. Все остальные являются вторичными. Мы можем иметь признаки государства и полное благополучие в жизни, но будущее будут строить другие, и большинство граждан пока готовы продать свой суверенитет и свободу будущего за стабильность. Я не вижу другого способа сохранить Украину как уникальность и будущее, кроме как построить множество образовательных мест по гамбургскому счёту, и не массовых, а с жёстким отбором. Не по принципу денег или социальных предпочтений, а по принципу желания, воли и стремления к благу. Если это будет в Украине, у неё есть будущее.