Спасение отечественного машиностроения

_0003564_previewМаксим Нечипоренко

Резкий спад спроса на товары машиностроительного комплекса поставили отрасль на грань выживания. За первые три месяца текущего года украинские компании сократили производство на 54,6%. Это в сравнении с первым кварталом 2008 года. Тенденция не могла не сказаться на рабочем классе. В лучшем случае владельцы предприятий просто увольняли людей, но некоторым, таким как Петр Порошенко, пришлось закрывать целые заводы.

Общий спад в экономике привел сокращению производства в машиностроительном секторе. Только за первый квартал этого года, по данным Foyil Securities, он сократился на половину. Ассоциация автопроизводителей «Укравтопром» твердит, что в январе-мае объемы производства автомобильной техники в стране сократились еще больше — на 85% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Так или иначе, но наиболее всего кризис затронул сферу автомобилестроения. Например, производство автомобилей корпорацией «Богдан» за январь-май сократилось на 80%. Практически можно сказать, что четыре из пяти заводов этой корпорации все это время стояли не работающими.

Не повезло и другим гигантам машиностроения. Крупнейший производитель автомобилей в Украине — Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) в сравнении с маем прошлого года сократил производство на 77,26%, или на 19 347 автомобилей. В то же время входящий в группу компаний «АИС» Кременчугский автосборочный завод произвел только 640 автомобилей. По сравнению с маем 2008 года завод сократил производство автомобилей на 76,39%, или на 2 071 автомобиль.

Сокращение производства носит катастрофический характер. Большинство компаний, специализирующихся в машиностроении, сократили штат работников на 10-20% и понизили заработную плату на 30-50%. Зарплата здесь выступает как производственная издержка. И этот шаг к сокращению таких «производственных издержек» является ответом на снижение спроса. Ничего личного, только бизнес.

Но не все так просто, власть не была бы властью, если бы не пошла на встречу капиталу. «Ход конем» в валютно-курсовом вопросе немного улучшил положение производителей. Девальвация гривни на 45% по отношению к американскому доллару дополнительно усилила экспортный потенциал товаров машиностроителей, что хоть и не исключит падения, но значительно сгладит последствия. Падение «стальных» цен на 40% на внутреннем рынке тоже позволило компаниям существенно уменьшить стоимость производства, потому что сталь занимает до 80% себестоимости продукции. «Это также открыло границы перед украинскими предприятиями, сейчас ожидается оживление экспорта украинской продукции», — комментирует Руслан Патлавский, аналитик Foyil Securities.

Есть также и ряд инициатив на законодательном уровне. Очевидно, что в условиях резкого сжатия спроса, автомобиль не самая необходимая вещь. Покупка или откладывается на более поздний период или выбор переключается на более дешевые аналоги. Ассоциация автопроизводителей «Укравтопром» решила лоббировать интересы производителей, инициируя отмену налога на добавленную стоимость при продаже произведенных в Украине автомобилей. Это должно касаться автомобилей эконом-класса (с объемом двигателя до 1,8 литра и стоимостью до 90 тыс. грн). Кроме того, ассоциация инициирует отмену НДС при продаже новых грузовых автомобилей, новых автобусов и троллейбусов, произведенных в Украине.

Помимо производителей «Укравтопром» также инициирует введение нулевой ставки налога с владельцев транспортных средств при первой регистрации на новые легковые автомобили с объемом двигателя до 1,8 литров, новые грузовые автомобили, автобусы и автомобили специального назначения.

Нужно отметить, что еще 5 февраля Верховная Рада ввела временную дополнительную надбавку 13% к пошлине на ряд импортных товаров, среди которых и автомобили. Однако пошлина эта должна была быть отменена с 6 сентября. До этого периода улучшения на рынке производства автомобилей не будет, понимая всю сложность ситуации, участники рынка хотят продлить ее действие. Например, Запорожский автомобилестроительный завод выступает за сохранение временной дополнительной надбавки 13% к пошлине на импортные легковые автомобили до марта 2010 года.

Но такие инициативы не могут не затронуть чьих-то интересов. Производители здесь четко «наступили на хвост» автоимпортерам. Всеукраинская ассоциация автоимпортеров и дилеров заявляет о намерениях импортеров и дилеров прекратить поставки автомобилей в случае продления действия временной дополнительной надбавки в размере 13% к пошлине на импорт автомобилей до марта 2010 года. «Сейчас все импортеры считают, что 13% надбавка к пошлине все-таки будет введено, и вообще планируют прекратить импорт в Украину», — сказал генеральный директор ассоциации Олег Назаренко. Странное заявление. Склады забиты готовой продукцией, автокредитование практически прекратилось, так что пошлину хоть отменяй, хоть не отменяй – в Украину автомобили еще долго завозиться не будут.

Но автомобили это не все машиностроение. Украина до сих пор обладает мощным потенциалом в тяжелом машиностроении и хорошим аэрокосмическим комплексом. Долгосрочные контракты по ряду предприятий обеспечат им бесперебойную работу.

«Портфель заявок на $450 млн. в 2009 году должен позволить компании «Мотор Сич» увеличить доход от реализации продукции авиационного машиностроения на 25% по сравнению с прошлым годом», — отмечает Руслан Патлавский. Увеличивающаяся географическая диверсификация продаж компании через увеличение количества заказов из Индии, Китая, Ирана и африканских стран, позволит «Мотор Сичи» меньше полагаться на Россию как на ключевой рынок сбыта в 2009 году.

Еще один гигант — Сумское НВО им. Фрунзе. По информации от руководства Сумского НВО им. Фрунзе, объем их портфеля заказов на 2009 год достиг более $600 млн., что предусматривает увеличение на 37% по сравнению с 2008 годом. «Сумское НВО им. Фрунзе должно стать одной из ключевых компаний при модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС) в 2010-2016 годах, что, согласно нашим прогнозам, должно принести $630 млн. дохода от реализации оборудования для компрессорных станций на протяжении следующих семи лет», — считает Руслан Патлавский.

И на конец – Крюковский машиностроительный завод. Самым большим его конкурентным преимуществом на внутреннем рынке является долгосрочный контракт с Укрзализныцей на поставку пассажирских вагонов. В 2009 году компания планирует поставить 200 пассажирских вагонов. Это должно принести компании около $96 млн. доходов в этом году.

Благодаря протекционистским методам и курсовой политике аналитики Foyil Securities ожидают, что сокращение общего выпуска машиностроительной продукции в этом году уменьшится «всего лишь» на 25% по отношению к прошлому году. Также выделяются «Мотор Сич», Сумское НВО им. Фрунзе и Крюковской вагоностроительный завод как компании, которые должны показать лучшие производственные результаты. Именно они должны стать двигателем отечественного машиностроения в ближайшее время.

Коментувати



Читайте також

Рекомендації

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти

Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.