Торгово-экономическое сотрудничество Украины и России: состояние и перспективы.

Игорь СОЛОВЕЙ, Центр исследований проблем гражданского общества, собкор ИА “Укринформ” в Москве.

В конце каждого года существует традиция подбивать итоги сделанного. В украинско-российских отношениях эта процедура актуальна еще и запланированным на 22 декабря визитом Президента РФ Владимира Путина в Киев. Напомним, глава России возьмет участие в работе межгосударственной комиссии «Ющенко-Путин», в ходе которого, как ожидается, будет проанализирован весь спектр вопросов двустороннего сотрудничества. О некоторых аспектах отношений Украины и России в экономической сфере — в интервью руководителя Торгово-экономической миссии в составе Посольства Украины в РФ Игоря Веремия.

Игорь Григорьевич, о чем свидетельствуют показатели двусторонней торговли между Украиной и Россией?

Анализируя динамику внешнеторгового оборота товаров между Украиной и РФ в период с 1999 по 2006 год можно утверждать, что все ее показатели увеличиваются из года в год. Так, в 1999 году внешнеторговый оборот составлял 8 миллиардов долларов США, а уже в 2005 году он достиг 20 миллиардов 332 миллионов долларов. Предварительно прогнозируется, что на 2006 год показатели могут достичь около 22 миллиардов долларов.

При этом, в динамике за данный период происходит увеличение как экспорта, так и импорта. Например, в 1999 году украинский экспорт в Россию составлял 2 миллиарда 396 миллионов долларов США, а уже в 2005 году – 7 миллиардов 490 миллионов долларов (рост в 3.1 раза). На 2006 год эта сумма планируется ориентировочно в размере 8 миллиардов 350 миллионов долларов.

Импорт же российских товаров в Украину с 1999 года возрос приблизительно в 2,3 раза: в 1999 году он был на уровне 5 миллиардов 640 миллионов долларов, а в 2005 — 12 миллиардов 842 миллиона долларов.

За 10 месяцев текущего же года внешнеторговый оборот между Украиной и РФ составил 18 миллиардов 136 миллионов долларов США: из них экспорт 6 миллиардов 819 миллионов, а импорт – 11 миллиардов 318 миллионов долларов США.

Какие украинские товары преобладают в структуре экспорта в Россию?

В структуре экспорта украинских товаров в Россию преобладает продукция машиностроения: за 10 месяцев 2006 года (по последним данным) поставлено продукции на 2 миллиарда 239 миллионов долларов (на 28 % больше чем в прошлом году).

Второй группой товаров является металлургическая продукция: за тот же период продукции экспортировано на 2 миллиарда 178 миллионов долларов США (больше на 29,2 % чем в прошлом году).

Следующей группой товаров является химическая продукция – ее экспортировано на сумму 755 миллионов долларов США. И на четвертом месте, являющаяся традиционной группой товаров — продовольственная продукция. Ее за 10 месяцев в этом году поставлено на сумму 709 миллионов долларов США. В этом сегменте фиксируется падения объемов экспорта, который связан с введением РФ запрета на ввоз украинской мясомолочной продукции.

Вместе с тем, как известно, в результате продолжительных и активных переговоров на данное время российская сторона дала разрешение поставлять свою продукцию 6 молочным предприятиям, а также 10 украинским мясокомбинатам. Прогнозируется, что при благоприятных условиях поставки только мясной продукции можно увеличить на 8 миллионов долларов ежемесячно.

…а российские товары в Украину?

Основную часть экспорта России в Украину составляют энергоносители. По предварительным данным за 10 месяцев 2006 года их экспортировано на 5 миллиардов 500 миллионов долларов США.

Следующей группой является продукция российского машиностроения, которая, кстати, по темпам роста догоняет украинский экспорт в Россию: ее в Украину поставлено на 2 миллиарда 80 миллионов долларов. Возросло и количество металлопродукции – общая сумма поставок достигло 1 миллиарда 200 миллионов долларов. В группу лидеров входят также продукция химической промышленности и сельского хозяйства.

Если ли данные о том, какова доля регионов в общем внешнеторговом обороте?

Возможности регионального сотрудничества являются очень значительными. Так, 82% торговли с Россией приходится всего на 18 регионов (из 88 субъектов РФ). В первую очередь, это Москва (товарооборот за 9 месяцев этого года – 4,25 миллиарда долларов США), Республика Татарстан, Белгородская, Тюменская и Ростовская области. Именно поэтому мы видим в развития приграничного сотрудничества резервы, которые бы дали возможность увеличить товарооборот между РФ и Украиной. Об этом говорилось и на заседании экономического комитета межгосударственной комиссии и постоянно обсуждается на встречах разного уровня между представителями обеих государств.

Вместе с тем, сдерживающим фактором для развития пограничного сотрудничества является несовершенство регионального законодательства: необходимо урегулировать упрощенный порядок пересечения границы товарами, создание принципа «единого окна» и другое.

В целом, законодательная база между Украиной и РФ в экономической и торгово-экономической сфере является основательной – действуют 88 разнообразных соглашений, однако в части межрегионального сотрудничества она требует усовершенствования и в данное время проводится соответствующая работа .

Несмотря на определенные сложности, привлекательность рынков обеих стран ничуть не уменьшается. С какими трудностями сталкиваются украинские товары на российском рынке?

Одной из главных проблем в расширении присутствия украинских товаров на российском рынке являются, конечно, защитные меры российской стороны – внедрение ограничений по результатам проведенных антидемпинговых расследований. В частности, сейчас введены ограничения против 11 украинских товаров на общую сумму в 560 миллионов долларов США (на уровне и в ценах 2004-2005 годов).

Это действительно проблема и мы понимаем, что в определенной мере процесс этот объективный – исторически сложилось так, что в СССР было много производств-дублеров как на территории Украины, так и в России. Вот эти товары и конкурируют между собой, а в отдельных случаях конкуренция может иметь не совсем здоровый характер. В этой конкурентной борьбе и ощущается давление на украинские товары.

Украинская же сторона ввела ограничительные меры к 9 видам российских товаров на 74 миллиона долларов. Следует отметить, что эти цифры носят условный характер, поскольку ценовая конъюнктура постоянно меняется.

Вторая проблема — жесткая конкуренция на рынках России и Украины третьих стран: те ниши, которые теряют или украинские производители в России, или российские в Украине, сразу занимаются производителями третьих стран. С одной стороны это стимулирует нас к внедрению более конкурентоспособных технологий, производства и товаров. С другой — мы теряем свои традиционные рынки. Например, после введения запрета на украинскую мясомолочную продукцию, традиционный для украинского производителя сегмент на российском рынке сразу был занят производителями из Польши, Литвы, Беларуси и других стран.

Чего же можно ожидать в перспективе?

Главной тенденцией двусторонней торговли является открытие рынков Украины и России для товаров друг друга. Показатели российского импорта в Украину (который постоянно увеличивается) свидетельствуют о том, что украинский рынок является привлекательным для товаров с РФ: в первую очередь это продукция машиностроения, химической и металлургической промышленности, а также продовольствие.

Перспективы же дальнейшего сотрудничества я вижу, во-первых, в сотрудничестве в стратегических направлениях. Например, это сотрудничество в энергетическом машиностроении по тем направлениям, где Украина является традиционным монополистом. В частности, это касается продукции ВАТ «Турбоатом», некоторых других предприятий.

Если же наладить сотрудничество, особенно в процессе поиска общих проектов по изготовлению продукции, которая бы пользовалось спросом на рынках третьих стран, то в этом направлении есть значительный резерв для углубления наших экономических отношений.

Еще одним интересным считаю сотрудничество в железнодорожном машиностроении. Прогнозируется, что до 2010 года «Российские железные дороги» планируют обновить от 50 до 90% подвижного состава. По официальной информации, только в 2004 году РЖД закупила 106 новых локомотивов, 22 000 грузовых вагонов, 450 вагонов электропоездов. Поскольку у нас есть такие производители как Азовмаш, Лугансктепловоз, Крюковский вагоностроительный завод, Синельниковский рессорный завод и другие, то и здесь есть много резервов.

Перспективы есть и в сотрудничестве в сельскохозяйственном машиностроении. Например, тракторы Харьковского тракторного завода, уборочная техника и другие украинские машины и оборудование могут успешно конкурировать на российском рынке. В качестве позитивного примера взаимовыгодной кооперации можно привести увеличение производства в Украине российских комбайнов «Дон» и «Енисей», где используются комплектующие как с российской, так и с украинской стороны.

Значительные резервы вижу также в сотрудничества в автомобилестроении, морском и речном транспорте, создании международных транспортных коридоров и использование транзитного потенциала Украины.

Наверное, важнейшая составляющая экономических связей – это все-таки энергетика…

Энергетическая сфера является отдельным направлением сотрудничества между Украиной и РФ. Как известно, в октябре подписан контракт между НАК «Нафтогаз Украины» и ВАТТ «Газпром» о гарантирование снабжения в 2007 году 55 миллиардов кубов естественного газа в Украину по цене 130 долларов за тысячу кубометров.

Еще одно направление – поставки нефти в Украину. К сожалению, на данное время поставки нефти в Украину сократились и отмечается тенденция к уменьшению. Так, если в 2003 году на украинские НПЗ поставлено продукции 24,6 млн тон, то уже в 2005 – 17,1 млн тон. Связанно это прежде всего с произошедшими в украинском законодательстве изменениями – обнулены ставки на импорт нефтепродуктов, что привело к возрастанию импорта нефтепродуктов из других стран. Кроме того, на реконструкцию остановились Одесский и Херсонский НПЗ.

Вместе с тем, на следующий год украинская сторона предлагает России согласиться на фиксированные объемы снабжения нефти в Украину в размере 17 миллионов тон.

Нефтепровод «Одесса-Броды» тоже используется при участии российских компаний…

Нефтепровод «Одесса-Броды» — один из самых чувствительных проектов. С одной стороны, он построен без привлечения бюджетных средств лишь за счет прибыли «Укртранснефти», с другой – в процессе строительства изменилась концепция его использования. Когда трубопровод рассматривался лишь как путь поставок нефти к украинским заводам, вокруг возможностей его функционирования обострений не было. Как только речь зашла о трубе как о части Евразийского нефтетранспортного коридора и о ее продолжении к Гданску (Польша), то сразу появились проблемы: в этом случае Одесса-Броды становится конкурентом действующих российских трубопроводов в Европу.

Сейчас же трубопровод используется компанией ТНК-ВР в реверсном режиме. Считаю, что дальнейшее успешное использование этого маршрута будет зависеть от наработок, с одной стороны, с поставщиками нефти, а с другой – с европейскими потребителями.

На этой неделе ожидается визит президента РФ Владимира Путина в Украину. Чего можно ожидать от него?

Надеюсь, что в ходе визита Президента РФ Владимира Путина в Киев будут решены вопросы, которые выносились на заседание экономического комитета межгосударственной комиссии и для выполнения которых необходимое вмешательство глав государств.

Коментувати



Читайте також

Рекомендації

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.