Игорь СОЛОВЕЙ, Центр исследований проблем гражданского общества, собкор ИА “Укринформ” в Москве.
В конце каждого года существует традиция подбивать итоги сделанного. В украинско-российских отношениях эта процедура актуальна еще и запланированным на 22 декабря визитом Президента РФ Владимира Путина в Киев. Напомним, глава России возьмет участие в работе межгосударственной комиссии "Ющенко-Путин", в ходе которого, как ожидается, будет проанализирован весь спектр вопросов двустороннего сотрудничества. О некоторых аспектах отношений Украины и России в экономической сфере - в интервью руководителя Торгово-экономической миссии в составе Посольства Украины в РФ Игоря Веремия.
Игорь Григорьевич, о чем свидетельствуют показатели двусторонней торговли между Украиной и Россией?
Анализируя динамику внешнеторгового оборота товаров между Украиной и РФ в период с 1999 по 2006 год можно утверждать, что все ее показатели увеличиваются из года в год. Так, в 1999 году внешнеторговый оборот составлял 8 миллиардов долларов США, а уже в 2005 году он достиг 20 миллиардов 332 миллионов долларов. Предварительно прогнозируется, что на 2006 год показатели могут достичь около 22 миллиардов долларов.
При этом, в динамике за данный период происходит увеличение как экспорта, так и импорта. Например, в 1999 году украинский экспорт в Россию составлял 2 миллиарда 396 миллионов долларов США, а уже в 2005 году – 7 миллиардов 490 миллионов долларов (рост в 3.1 раза). На 2006 год эта сумма планируется ориентировочно в размере 8 миллиардов 350 миллионов долларов.
Импорт же российских товаров в Украину с 1999 года возрос приблизительно в 2,3 раза: в 1999 году он был на уровне 5 миллиардов 640 миллионов долларов, а в 2005 - 12 миллиардов 842 миллиона долларов.
За 10 месяцев текущего же года внешнеторговый оборот между Украиной и РФ составил 18 миллиардов 136 миллионов долларов США: из них экспорт 6 миллиардов 819 миллионов, а импорт – 11 миллиардов 318 миллионов долларов США.
Какие украинские товары преобладают в структуре экспорта в Россию?
В структуре экспорта украинских товаров в Россию преобладает продукция машиностроения: за 10 месяцев 2006 года (по последним данным) поставлено продукции на 2 миллиарда 239 миллионов долларов (на 28 % больше чем в прошлом году).
Второй группой товаров является металлургическая продукция: за тот же период продукции экспортировано на 2 миллиарда 178 миллионов долларов США (больше на 29,2 % чем в прошлом году).
Следующей группой товаров является химическая продукция – ее экспортировано на сумму 755 миллионов долларов США. И на четвертом месте, являющаяся традиционной группой товаров - продовольственная продукция. Ее за 10 месяцев в этом году поставлено на сумму 709 миллионов долларов США. В этом сегменте фиксируется падения объемов экспорта, который связан с введением РФ запрета на ввоз украинской мясомолочной продукции.
Вместе с тем, как известно, в результате продолжительных и активных переговоров на данное время российская сторона дала разрешение поставлять свою продукцию 6 молочным предприятиям, а также 10 украинским мясокомбинатам. Прогнозируется, что при благоприятных условиях поставки только мясной продукции можно увеличить на 8 миллионов долларов ежемесячно.
...а российские товары в Украину?
Основную часть экспорта России в Украину составляют энергоносители. По предварительным данным за 10 месяцев 2006 года их экспортировано на 5 миллиардов 500 миллионов долларов США.
Следующей группой является продукция российского машиностроения, которая, кстати, по темпам роста догоняет украинский экспорт в Россию: ее в Украину поставлено на 2 миллиарда 80 миллионов долларов. Возросло и количество металлопродукции – общая сумма поставок достигло 1 миллиарда 200 миллионов долларов. В группу лидеров входят также продукция химической промышленности и сельского хозяйства.
Если ли данные о том, какова доля регионов в общем внешнеторговом обороте?
Возможности регионального сотрудничества являются очень значительными. Так, 82% торговли с Россией приходится всего на 18 регионов (из 88 субъектов РФ). В первую очередь, это Москва (товарооборот за 9 месяцев этого года – 4,25 миллиарда долларов США), Республика Татарстан, Белгородская, Тюменская и Ростовская области. Именно поэтому мы видим в развития приграничного сотрудничества резервы, которые бы дали возможность увеличить товарооборот между РФ и Украиной. Об этом говорилось и на заседании экономического комитета межгосударственной комиссии и постоянно обсуждается на встречах разного уровня между представителями обеих государств.
Вместе с тем, сдерживающим фактором для развития пограничного сотрудничества является несовершенство регионального законодательства: необходимо урегулировать упрощенный порядок пересечения границы товарами, создание принципа «единого окна» и другое.
В целом, законодательная база между Украиной и РФ в экономической и торгово-экономической сфере является основательной – действуют 88 разнообразных соглашений, однако в части межрегионального сотрудничества она требует усовершенствования и в данное время проводится соответствующая работа .
Несмотря на определенные сложности, привлекательность рынков обеих стран ничуть не уменьшается. С какими трудностями сталкиваются украинские товары на российском рынке?
Одной из главных проблем в расширении присутствия украинских товаров на российском рынке являются, конечно, защитные меры российской стороны – внедрение ограничений по результатам проведенных антидемпинговых расследований. В частности, сейчас введены ограничения против 11 украинских товаров на общую сумму в 560 миллионов долларов США (на уровне и в ценах 2004-2005 годов).
Это действительно проблема и мы понимаем, что в определенной мере процесс этот объективный – исторически сложилось так, что в СССР было много производств-дублеров как на территории Украины, так и в России. Вот эти товары и конкурируют между собой, а в отдельных случаях конкуренция может иметь не совсем здоровый характер. В этой конкурентной борьбе и ощущается давление на украинские товары.
Украинская же сторона ввела ограничительные меры к 9 видам российских товаров на 74 миллиона долларов. Следует отметить, что эти цифры носят условный характер, поскольку ценовая конъюнктура постоянно меняется.
Вторая проблема - жесткая конкуренция на рынках России и Украины третьих стран: те ниши, которые теряют или украинские производители в России, или российские в Украине, сразу занимаются производителями третьих стран. С одной стороны это стимулирует нас к внедрению более конкурентоспособных технологий, производства и товаров. С другой - мы теряем свои традиционные рынки. Например, после введения запрета на украинскую мясомолочную продукцию, традиционный для украинского производителя сегмент на российском рынке сразу был занят производителями из Польши, Литвы, Беларуси и других стран.
Чего же можно ожидать в перспективе?
Главной тенденцией двусторонней торговли является открытие рынков Украины и России для товаров друг друга. Показатели российского импорта в Украину (который постоянно увеличивается) свидетельствуют о том, что украинский рынок является привлекательным для товаров с РФ: в первую очередь это продукция машиностроения, химической и металлургической промышленности, а также продовольствие.
Перспективы же дальнейшего сотрудничества я вижу, во-первых, в сотрудничестве в стратегических направлениях. Например, это сотрудничество в энергетическом машиностроении по тем направлениям, где Украина является традиционным монополистом. В частности, это касается продукции ВАТ «Турбоатом», некоторых других предприятий.
Если же наладить сотрудничество, особенно в процессе поиска общих проектов по изготовлению продукции, которая бы пользовалось спросом на рынках третьих стран, то в этом направлении есть значительный резерв для углубления наших экономических отношений.
Еще одним интересным считаю сотрудничество в железнодорожном машиностроении. Прогнозируется, что до 2010 года «Российские железные дороги» планируют обновить от 50 до 90% подвижного состава. По официальной информации, только в 2004 году РЖД закупила 106 новых локомотивов, 22 000 грузовых вагонов, 450 вагонов электропоездов. Поскольку у нас есть такие производители как Азовмаш, Лугансктепловоз, Крюковский вагоностроительный завод, Синельниковский рессорный завод и другие, то и здесь есть много резервов.
Перспективы есть и в сотрудничестве в сельскохозяйственном машиностроении. Например, тракторы Харьковского тракторного завода, уборочная техника и другие украинские машины и оборудование могут успешно конкурировать на российском рынке. В качестве позитивного примера взаимовыгодной кооперации можно привести увеличение производства в Украине российских комбайнов «Дон» и «Енисей», где используются комплектующие как с российской, так и с украинской стороны.
Значительные резервы вижу также в сотрудничества в автомобилестроении, морском и речном транспорте, создании международных транспортных коридоров и использование транзитного потенциала Украины.
Наверное, важнейшая составляющая экономических связей – это все-таки энергетика…
Энергетическая сфера является отдельным направлением сотрудничества между Украиной и РФ. Как известно, в октябре подписан контракт между НАК «Нафтогаз Украины» и ВАТТ «Газпром» о гарантирование снабжения в 2007 году 55 миллиардов кубов естественного газа в Украину по цене 130 долларов за тысячу кубометров.
Еще одно направление – поставки нефти в Украину. К сожалению, на данное время поставки нефти в Украину сократились и отмечается тенденция к уменьшению. Так, если в 2003 году на украинские НПЗ поставлено продукции 24,6 млн тон, то уже в 2005 – 17,1 млн тон. Связанно это прежде всего с произошедшими в украинском законодательстве изменениями – обнулены ставки на импорт нефтепродуктов, что привело к возрастанию импорта нефтепродуктов из других стран. Кроме того, на реконструкцию остановились Одесский и Херсонский НПЗ.
Вместе с тем, на следующий год украинская сторона предлагает России согласиться на фиксированные объемы снабжения нефти в Украину в размере 17 миллионов тон.
Нефтепровод «Одесса-Броды» тоже используется при участии российских компаний…
Нефтепровод «Одесса-Броды» - один из самых чувствительных проектов. С одной стороны, он построен без привлечения бюджетных средств лишь за счет прибыли «Укртранснефти», с другой – в процессе строительства изменилась концепция его использования. Когда трубопровод рассматривался лишь как путь поставок нефти к украинским заводам, вокруг возможностей его функционирования обострений не было. Как только речь зашла о трубе как о части Евразийского нефтетранспортного коридора и о ее продолжении к Гданску (Польша), то сразу появились проблемы: в этом случае Одесса-Броды становится конкурентом действующих российских трубопроводов в Европу.
Сейчас же трубопровод используется компанией ТНК-ВР в реверсном режиме. Считаю, что дальнейшее успешное использование этого маршрута будет зависеть от наработок, с одной стороны, с поставщиками нефти, а с другой – с европейскими потребителями.
На этой неделе ожидается визит президента РФ Владимира Путина в Украину. Чего можно ожидать от него?
Надеюсь, что в ходе визита Президента РФ Владимира Путина в Киев будут решены вопросы, которые выносились на заседание экономического комитета межгосударственной комиссии и для выполнения которых необходимое вмешательство глав государств.