Аналітичне інтернет-видання

»Экономическое процветание Донбасса зависит от привлечения инвестиций и делегирования в регион властных и экономических полномочий», — считает глава Донецкой областной администрации Виктор Янукович

konstytutsiya-ukrayiny-e1561708787475-1

Интервью с губернатором Донецкой области Виктором Януковичем

25 сентября 2000 , Автор:

Беседу ведет Виталий Кулик

Http://www.companion.ua/Articles/Content/?Id=4897&Callback=46

«&»: Донецкая область является одним из наиболее экономически развитых регионов Украины. В области сложились определенные взаимоотношения между областной администрацией и местными бизнес-структурами. Расскажите, пожалуйста, об особенностях налаживания диалога между властью и бизнесом в регионе.

В. Я.: Наши взаимоотношения с бизнес-структурами, работающими в регионе, определяются прежде всего рамками действующего законодательства. Если прибегнуть к спортивной терминологии, то власть выполняет функции рефери, который следит за тем, чтобы не нарушались установленные правила игры. Поэтому у нас не может быть субъективных оценок в отношении тех или иных предпринимательских структур. Если люди платят налоги, создают рабочие места, своевременно выплачивают зарплату на своих предприятиях - мы за диалог. Если же у кого-то возникнут мысли сорвать куш и уйти в тень, то, поверьте, диалог с такими людьми будут вести уже правоохранительные органы.

«&»: Насколько оправданны обвинения в адрес донецкой бизнес-элиты по поводу того, что ей присущ, в большей мере, чем представителям других областей, дух территориального корпоратизма? Можно ли новичку «извне» пробиться на донецкие рынки?

В. Я.: Донбасс всегда находился на острие экономических, политических интересов. И это неудивительно. Донецкая область занимает первое место в Украине по доле валового внутреннего продукта (20%) и массе прибыли, получаемой предприятиями от производственно-хозяйственной деятельности. На втором месте - по объемам экспорта и мобилизации доходов в бюджет. Область располагает колоссальным промышленным потенциалом и трудовыми ресурсами. Поэтому для отдельных бизнес-структур, политических сил Донбасс - лакомый кусочек, который они хотят использовать в своих целях. На этой почве и возникает нездоровый ажиотаж вокруг региона. В данный процесс вовлекаются СМИ, политические силы и т. д. Вот и обвинения, о которых вы говорите, из этой серии. Я хотел бы сказать, что бизнес-элите региона, скорее, свойственен дух патриотизма. А что касается возможности работы на донецких рынках новичку, как вы говорите «извне», то скажу определенно - ворота Донбасса открыты для всех, кто здесь намерен работать честно, кто думает о завтрашнем дне края, кто своим трудом возрождает былую славу Донбасса.

«&»: Каковы особенности создания и функционирования специальной экономической зоны в Донецкой области?

В. Я.: Как известно, устойчивое социально-экономическое развитие региона невозможно без соответствующего развития инвестиционной деятельности. Более того, в угольном регионе актуальным является и вопрос занятости горняков, высвобождающихся в результате закрытия шахт. Поэтому облгосадминистрация была вынуждена просчитывать варианты будущего Донецкой области, искать региональную стратегию развития. И один из путей такого развития был найден.

Более полутора лет в регионе действует Закон Украины «О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области», которым предусмотрено два специальных режима инвестирования: СЭЗ и территории приоритетного развития. Сегодня в Донецкой области две специальные экономические зоны - «Донецк» и «Азов», а статус территорий приоритетного развития имеют 22 города и 5 сельскохозяйственных районов.

Для управления инвестиционным процессом в регионе был создан Совет по вопросам специальных экономических зон и специального режима инвестиционной деятельности в Донецкой области. С введением новых условий инвестирования инвестиционная привлекательность области резко возросла, об этом свидетельствуют и фактические показатели. На сегодняшний день Совет по вопросам СЭЗ одобрил 96 инвестиционных проектов на общую сумму 3,8 млрд. грн. (что эквивалентно $689 млн.). Половина этой суммы - иностранные инвестиции. В регионе работают крупнейшие зарубежные компании «Каргилл», «Юнилевер». Инвестиции поступают из 21 страны. Среди них США, Великобритания, Германия, Нидерланды, Швейцария, Австрия и др.

Основная доля инвестиционных проектов приходится на отрасли тяжелой промышленности - 48 проектов на 2,1 млрд. грн. Реализация инвестиционных проектов предусматривает создание 9 тыс. новых и сохранение 18 тыс. имеющихся рабочих мест. На 29 предприятиях по 38 инвестиционным проектам осваивается выпуск продукции.

Я считаю, что своей деятельностью донецкие СЭЗ и ТПР доказали собственную состоятельность вопреки многочисленным прогнозам скептиков.

«&»: Известно, что Донбасс главным образом угольный регион. Каково ваше видение дальнейшего развития угольной промышленности, и какие практические шаги делает облгосадминистрация в этом направлении?

В. Я.: Мы всегда считали и считаем, что основой энергетики Украины является угольная промышленность. Сегодня это признали многие. По большому счету, в Украине нет альтернативы углю.

В условиях кризиса бюджетного финансирования особые надежды возлагаются на инвесторов. Еще два года назад мало кто верил, что инвестор будет вкладывать деньги в угледобычу. Но после того как по инициативе облгосадминистрации шахты области, добывающие коксующиеся угли, были включены в технологическую цепочку «уголь-кокс-металл», у горняков этих предприятий не только исчезли проблемы с платежами за уголь, но и появились реальные перспективы развития.

За четыре последних года угольная промышленность Донецкой области постоянно наращивает объемы производства. Так, если в 1997 году было добыто 42 млн. т угля, то в 1998 - почти 44 млн. т, в 1999 - 45,1 млн. т. В текущем году, по нашим прогнозам, ожидается объем добычи на уровне 45,6 млн. т. Таким образом, за этот период времени рост объемов добычи составит 3,6 млн. т, или 8,6%.

Анализ показывает, что общий прирост угледобычи достигнут только за счет прироста добычи коксующихся углей, и связано это с наблюдаемой в последнее время устойчивой тенденцией подъема металлургического производства, а также с привлечением негосударственных капиталов в рамках закона о свободных экономических зонах и зонах приоритетного развития в Донецкой области. Этот закон, кстати, был принят по нашей инициативе. Угольная продукция в созданной цепочке «уголь-кокс-металл» стала инвестиционно привлекательной для негосударственного сектора экономики. Это один из факторов, стабилизировавших работу предприятий угольной промышленности.

Следующим практическим шагом облгосадминистрации будет решение аналогичной задачи шахтами, добывающими энергетические угли.

Кроме того, в рамках исполнения указа №100 облгосадминистрацией был выполнен комплекс разработок по подготовке обоснований для создания Донбасской топливно-энергетической компании. Так, в частности, были определены рациональные потоки и объемы поставок угля с учетом интересов теплоэлектростанций как Донбасса, так и других областей.

Все материалы по созданию этой компании согласованы с Минтопэнерго, и несмотря на то, что постановление Кабинета министров по данному вопросу находится еще в стадии доработки и утверждения, идеи эти в регионе уже работают и приносят ощутимые результаты.

«&»: В последнее время много пишется о необходимости проведения аукционов по продаже коксующегося угля. Прокомментируйте, пожалуйста, этот вопрос.

В. Я.: Как известно, аукцион является одним из прогрессивных способов продажи и приобретения различной продукции. Его основная идея направлена на оптимизацию цен исходя из сложившейся ситуации на рынке. Но в наших условиях переходного периода невозможно одним шагом преодолеть громадное расстояние от старых методов реализации угольной продукции к современному способу аукционов. Необходимо время. А если мы сейчас опять-таки принудительно заставим шахты реализовывать угольную продукцию на аукционе, то тем самым разрушим с таким трудом наработанные схемы взаимодействия с поставщиками горношахтного оборудования и продавцами угля. Ущерб будет намного больше, чем выигрыш.

Угольщики сами должны прийти к аукциону, почувствовать его экономическую привлекательность.

«&»: Донецкая область является также мощным металлургическим регионом. С какими проблемами столкнулась отрасль в регионе и как они решаются?

В. Я.: Металлургическая отрасль области представляет собой мощный промышленный комплекс, включающий 39 предприятий - металлургических, трубных, метизных, огнеупорных, нерудных. В области производится почти половина всего объема металлопродукции Украины.

Отрадно отметить, что металлургия на сегодня самая динамично развивающаяся отрасль региона. За 1999 год производство основных видов металлопродукции увеличилось на 12,6%, а за 8 месяцев текущего года выплавка чугуна возросла на 13,3%, стали - на 17,7%, проката - на 19%, кокса - на 17,7%.

До конца года ожидается дальнейший прирост производства черных металлов за счет ввода в эксплуатацию после капитальных ремонтов 5 доменных печей на металлургических предприятиях области - меткомбинатах «Азовсталь» и Макеевском, Енакиевском, Краматорском и Константиновском метзаводах.

Сегодня благодаря вводу в эксплуатацию газопровода «Донецк-Мариуполь» полностью решена проблема поставок газа на крупнейшие меткомбинаты «Азовсталь» и ММК им. Ильича.

В прошлом году обострилась проблема железорудного сырья. Не хватало как концентратов, так и подготовленного сырья. Решение этой проблемы осуществлялось путем увеличения закупок российского сырья и более тесным сотрудничеством наших предприятий с отечественными производителями железорудного сырья. Кардинально изменились условия его оплаты, имеются предложения по инвестициям в горнорудную отрасль, заключен договор с Днепропетровской областью об экономическом сотрудничестве.

Результаты принятых мер проявились в увеличении объемов добычи и производства украинского железорудного сырья, в снижении доли его закупок по импорту.

До последнего времени обеспечение металлургических предприятий коксом было стабильным и опасений не вызывало. Во многом эта стабильность обеспечена инвестициями в развитие шахтного фонда корпорации «Индустриальный союз Донбасса», АО «АРС» и других. Ввод дополнительных мощностей в доменном производстве потребует дальнейшей работы в этом направлении наряду с закупками отдельных марок углей по импорту.

«&»: Как, по вашему мнению, можно охарактеризовать экономические взаимоотношения центральной и региональной властей?

В. Я.: В нашей стране уже создана вертикаль власти. Однако сегодня центр делегирует регионам все больше полномочий, а значит - и ответственности. Примером тому является январский Указ президента «О мерах по развитию базовых отраслей экономики в Днепропетровской и Донецкой областях», которым делегированы права по управлению секторами экономики в регионе.

Здесь важно отметить, что вместе с полномочиями мы берем и всю полноту ответственности за положение дел на местах.

Такое разделение властных полномочий между центром и регионами, как показывает опыт, приводит к наибольшей эффективности функционирования всей исполнительной вертикали.

Читайте також