Гибридный Нео-феодализм, «Корпоративное» государство и Коррупция
Владимир Шимальский, 22.04.2019, ФБ
Сословное деление нашего общества, как наследие почившего СССР — неслучайно. Формирование «новых» сословий — это своеобразная реакция всей социо-культурной системы на неизбежное нарастание энтропии и вероятностного революционного взрыва.
Развитые страны Запада тоже переживали сходные обстоятельства, но оказавшись в правовом поле и совершенно иных социо-политических традиций, им удалось выстроить свои институты так, что повторение неофеодальной структуры уже в 20-м столетии стало невозможным. У нас же сословно-феодальная матрица оказалась самой конструктивной, хорошо знакомой населению и наиболее внятной для него. Поэтому наше общество и оказалось опять в старой наезженной политической и экономической «колее» из которой, ему придется выбираться, напрягая все свои силы.
Как мы уже отмечали ранее, каждое сословие (и особенно — титульные) имеет свою четкое место в жесткой иерархической системе гибридного нео-феодализма, паразитируя на государственном бюджете, и вытягивая из него исключительно » для себя» максимальный ресурс — обеспечивая себе конкретное место под «социальным солнцем» государства. Это определяет некий рейтинг социальной «значимости» сословия, и определяет горизонт его амбиций: возможности сбора «ренты» с нижестоящих сословий — это называется, (не смейтесь))) — «сословным бизнесом», ну а затем, передачи части этих ресурсов «наверх» уже в качестве сословного «налога». Таким образом, формируется жесткая иерархическая структура, где каждое сословие получает «по чину» за свое «служение» — да, именно за служение вышестоящим — вплоть до самой верхушке сословной пирамиды. И это положение дел, как мы уже писали, и является в гибридном нео-феодализме реальным Общественным Договором: служи исправно — и получай тебе «причитающееся»!
Деньги, в таком покалеченном мире, вовсе не являются всеобщим эквивалентом обмена и мерилом стоимости, а выполняют роль «натурально» распределяемого ресурса, спускаемого сверху вниз, и растекающегося по всем сотам социально-сословного мироустройства. И о какой коррупции здесь может идти речь, если перетекание ренты из одних «рукавов» в другие — совершенно натуральный исторически сложившийся процесс, насчитывающий, по всей видимости, даже ни века, а тысячелетия!
И вот здесь, наконец, (внимание!) мы подходим к самому важному, к тому о чем пока не писали: корни и происхождение «системной коррупции»…
В наши вековые (лищь слегка переиначенные, но не тронутые при совке) феодально-сословные соты, неожиданно, с буреломных девяностых начали вливаться «настоящие» деньги… И это были уже не денежки раздаточной экономики «по чину» — нет, а были деньжищи, и хлынули они через перестроичный шлагбаум так, что номенклатуре, старым добрым «комсомольцам» — просто снесло крышу! Что же именно произошло?
Сам Дух крупных денег таков — что он немедленно охватывает море адептов, вербует даже приличных людей, кодирует новое поведение, а жулье, имеющее к ним «легитимный» доступ — превращает в обезумевших клептократов! Ведь появляется возможность не просто «получать по чину», а делать, делать и делать все новые деньги (сумасшедшие бабки!))), бесконечно мультиплицируя получаемую ренту. Менталитет правящей «элиты» радикально трансформируется: теперь можно не только служить сословным богам, но и делать деньги из денег, приобщиться к настоящему «западному Мамоне», а не к местечковым князькам!
… Появление и хождение в умирающем совке полноценных денег нанесли серьезный удар по сословно-феодальной иерархии, но так и смогли (как на Западе) сокрушить ее. Система на короткий срок децентрелизовалась, но, к нашему сожалению, выстояла. Однако, появились новые реалии, которые стали радикально влиять на сословное мироустройство, на ее «новую» коррумпированность…
В существующей веками Раздаточной (редистрибутивной) экономике появились элементы Рынка, а с ним вместе и «зашел» новый феномен — Бизнес. Начал зарождаться новый социо-культурный феномен — Гибридность.
Бизнес нацелен на получение прибыли, никакого отношения к «служению» настоящий бизнес не имеет, и ему плевать на «сословных богов» прежнего режима. Но наши виртуозные «элиты», наша правящая верхушка вместе с инсайдерами смогла оседлать и этого норовистого коня! Как так — спросите Вы? Вот так: оказалось, что можно исправно «служить» и новоявленному западному Мамоне, и средневековому Молоху. Так начал создаваться финансовый капитал новоявленных феодалов, олигархов, новых хозяев жизни: ведь деньги ж, как известно «не пахнут»? Пользуясь правовым лабиринтом и неразберихой в экономике, можно спокойно брать из бюджета столько, сколько сможешь оттуда вынести (там же все у тебя «схвачено») по твоему чину, ну а дальше (выплатив сословный «налог») уже вкладывать бабки в «серьезный» Бизнес там, «забугром», развивая экономику «дружественных» (а иногда — не очень)) стран, платить там налоги, наполнять оффшоры, заставляя национальную экономику стагнировать и захлебываться от недостатка базисных инвестиций, от отсутствия капиталовложений… Именно так и появился Гибридный Нео-феодализм.
В условиях существования современной нам Украины, активное стремление «делать деньги» и служить «сословным богам» — оказалось вполне совместимым, и всячески поощряется вплоть до сегодняшнего дня всей государственной структурой управления страной, ее административной верхушкой. Попав на благодатную почву, совместилось (казалось бы!) несовместимое. И сегодня никого больше не удивляют эти поразительные, и сравнительно новые реалии: чиновники-предприниматели (часто весьма успешные), судьи-риелторы, менты-авторитеты, региональные администраторы-латифундисты, мэры-собственники целых городских кварталов… Нести свое сословное «служение» и ревностно поклоняться западному «золотому тельцу» оказалось у нас и почетно и прибыльно! На поверхности, однако, в публичном пространстве по-прежнему шельмуются «нечистоплотные взяточники» или эти жуткие монстры — «оборотни в погонах»! И откуда только они берутся в этом слаженном мире?! Эдакие негодяи, взрывающие социальную гармонию, мешающие мирной жизни трудящегося населения! В действительности, это те, кто решили «брать» больше положенного и не делиться, не «по чину» действовали, неосторожные…
Но вернемся опять к пресловутой коррупции. Привычная всем нам, добрая старая, вполне рутинная коррупция — представляет собой сложный социо-культурный механизм, на котором зиждется все монументальное и многотрудное здание сословно-феодальной иерархии. Перефразируя фразу Толстого, сказанную по другому поводу: коррупция, в нашем обществе — это тот «винт, на котором все держится»
… Но проблема еще и в том, что костурбатый и покалеченный Капитализм, возникший у нас, внес в социо-культурные матрицы постсоветствкого пространства и совершенно новые категории и понятия. Вместе с «бизнесом» и «прибылью», в коллективном бессознательном возникли новые смыслы, связанные с «капитализацией», «сметами» «активами», «акциями», «конкуренцией», «выгодополучателями-бенефициарами» и многое другое. Все это прочно закрепилось в наших головах, и удивительным образом наложилось на сословное мироустройство. Так постепенно у сословий стал складываться образ «государства-корпорации», а сословная рента с налогом превратились в элементы «корпоративной культуры».
Какое это имеет отношение к коррупции? Имеет, поскольку медленно, но неуклонно происходит некая смена ментальности сословно-феодальной на новую — корпоративную. А это приводит к еще большей диверсификации коррупционной составляющей, поскольку совмещение сословного «служения» и сбора ренты с корпоративной этикой ведет наших предприимчивых чиновников к использованию еще более утонченных механизмов взяточничества и казнокрадства! Долг по сбору сословной ренты и понимание своего места в государственной иерархии, теперь должен сочетаться с изобретательно-ловким предпринимательским индивидуализмом (дабы не навредить себе.) Это рождает новоявленные, виртуозные, многоканальные схемы воровства и ухода от налогов, становится детищем всей теневой экономики, так как обязывает субъекта быстро соображать: кому отдавать честь, кого крышевать, а кого гнобить! Как замечает гениальный аналитик С.Кордонский, так возникает «чувство собственника по отношению к казенно-государственному, и рейдерский мотив по отношению к чужому-частному».
Ну а то, что «крали и красть будут» — то это ведь когда-то тоже заканчивается. Современный мир с его прозрачностью, с ярко выраженным мировым трендом Транспарентности — делает эту задачку все более и более сложной. Существующие на Западе институты и сейчас уже фундаментально затрудняют это привычное для чиновничества магическое действо. Новая элита, что грядет, сделает его когда-нибудь невозможным по простой причине: оно станет крайне нереспектабельным, и институт доброй и незапятнаной Репутации (как некогда у дворянства) станет важнейшим ориентиром всех новых поколений!