Гибридный Нео-феодализм, «Корпоративное» государство и Коррупция

Владимир Шимальский, 22.04.2019, ФБ

Сословное деление нашего общества, как наследие почившего СССР — неслучайно. Формирование «новых» сословий — это своеобразная реакция всей социо-культурной системы на неизбежное нарастание энтропии и вероятностного революционного взрыва.
Развитые страны Запада тоже переживали сходные обстоятельства, но оказавшись в правовом поле и совершенно иных социо-политических традиций, им удалось выстроить свои институты так, что повторение неофеодальной структуры уже в 20-м столетии стало невозможным. У нас же сословно-феодальная матрица оказалась самой конструктивной, хорошо знакомой населению и наиболее внятной для него. Поэтому наше общество и оказалось опять в старой наезженной политической и экономической «колее» из которой, ему придется выбираться, напрягая все свои силы.

Как мы уже отмечали ранее, каждое сословие (и особенно — титульные) имеет свою четкое место в жесткой иерархической системе гибридного нео-феодализма, паразитируя на государственном бюджете, и вытягивая из него исключительно » для себя» максимальный ресурс — обеспечивая себе конкретное место под «социальным солнцем» государства. Это определяет некий рейтинг социальной «значимости» сословия, и определяет горизонт его амбиций: возможности сбора «ренты» с нижестоящих сословий — это называется, (не смейтесь))) — «сословным бизнесом», ну а затем, передачи части этих ресурсов «наверх» уже в качестве сословного «налога». Таким образом, формируется жесткая иерархическая структура, где каждое сословие получает «по чину» за свое «служение» — да, именно за служение вышестоящим — вплоть до самой верхушке сословной пирамиды. И это положение дел, как мы уже писали, и является в гибридном нео-феодализме реальным Общественным Договором: служи исправно — и получай тебе «причитающееся»!
Деньги, в таком покалеченном мире, вовсе не являются всеобщим эквивалентом обмена и мерилом стоимости, а выполняют роль «натурально» распределяемого ресурса, спускаемого сверху вниз, и растекающегося по всем сотам социально-сословного мироустройства. И о какой коррупции здесь может идти речь, если перетекание ренты из одних «рукавов» в другие — совершенно натуральный исторически сложившийся процесс, насчитывающий, по всей видимости, даже ни века, а тысячелетия!

И вот здесь, наконец, (внимание!) мы подходим к самому важному, к тому о чем пока не писали: корни и происхождение «системной коррупции»…
В наши вековые (лищь слегка переиначенные, но не тронутые при совке) феодально-сословные соты, неожиданно, с буреломных девяностых начали вливаться «настоящие» деньги… И это были уже не денежки раздаточной экономики «по чину» — нет, а были деньжищи, и хлынули они через перестроичный шлагбаум так, что номенклатуре, старым добрым «комсомольцам» — просто снесло крышу! Что же именно произошло?
Сам Дух крупных денег таков — что он немедленно охватывает море адептов, вербует даже приличных людей, кодирует новое поведение, а жулье, имеющее к ним «легитимный» доступ — превращает в обезумевших клептократов! Ведь появляется возможность не просто «получать по чину», а делать, делать и делать все новые деньги (сумасшедшие бабки!))), бесконечно мультиплицируя получаемую ренту. Менталитет правящей «элиты» радикально трансформируется: теперь можно не только служить сословным богам, но и делать деньги из денег, приобщиться к настоящему «западному Мамоне», а не к местечковым князькам!

… Появление и хождение в умирающем совке полноценных денег нанесли серьезный удар по сословно-феодальной иерархии, но так и смогли (как на Западе) сокрушить ее. Система на короткий срок децентрелизовалась, но, к нашему сожалению, выстояла. Однако, появились новые реалии, которые стали радикально влиять на сословное мироустройство, на ее «новую» коррумпированность…
В существующей веками Раздаточной (редистрибутивной) экономике появились элементы Рынка, а с ним вместе и «зашел» новый феномен — Бизнес. Начал зарождаться новый социо-культурный феномен — Гибридность.
Бизнес нацелен на получение прибыли, никакого отношения к «служению» настоящий бизнес не имеет, и ему плевать на «сословных богов» прежнего режима. Но наши виртуозные «элиты», наша правящая верхушка вместе с инсайдерами смогла оседлать и этого норовистого коня! Как так — спросите Вы? Вот так: оказалось, что можно исправно «служить» и новоявленному западному Мамоне, и средневековому Молоху. Так начал создаваться финансовый капитал новоявленных феодалов, олигархов, новых хозяев жизни: ведь деньги ж, как известно «не пахнут»? Пользуясь правовым лабиринтом и неразберихой в экономике, можно спокойно брать из бюджета столько, сколько сможешь оттуда вынести (там же все у тебя «схвачено») по твоему чину, ну а дальше (выплатив сословный «налог») уже вкладывать бабки в «серьезный» Бизнес там, «забугром», развивая экономику «дружественных» (а иногда — не очень)) стран, платить там налоги, наполнять оффшоры, заставляя национальную экономику стагнировать и захлебываться от недостатка базисных инвестиций, от отсутствия капиталовложений… Именно так и появился Гибридный Нео-феодализм.

В условиях существования современной нам Украины, активное стремление «делать деньги» и служить «сословным богам» — оказалось вполне совместимым, и всячески поощряется вплоть до сегодняшнего дня всей государственной структурой управления страной, ее административной верхушкой. Попав на благодатную почву, совместилось (казалось бы!) несовместимое. И сегодня никого больше не удивляют эти поразительные, и сравнительно новые реалии: чиновники-предприниматели (часто весьма успешные), судьи-риелторы, менты-авторитеты, региональные администраторы-латифундисты, мэры-собственники целых городских кварталов… Нести свое сословное «служение» и ревностно поклоняться западному «золотому тельцу» оказалось у нас и почетно и прибыльно! На поверхности, однако, в публичном пространстве по-прежнему шельмуются «нечистоплотные взяточники» или эти жуткие монстры — «оборотни в погонах»! И откуда только они берутся в этом слаженном мире?! Эдакие негодяи, взрывающие социальную гармонию, мешающие мирной жизни трудящегося населения! В действительности, это те, кто решили «брать» больше положенного и не делиться, не «по чину» действовали, неосторожные…

Но вернемся опять к пресловутой коррупции. Привычная всем нам, добрая старая, вполне рутинная коррупция — представляет собой сложный социо-культурный механизм, на котором зиждется все монументальное и многотрудное здание сословно-феодальной иерархии. Перефразируя фразу Толстого, сказанную по другому поводу: коррупция, в нашем обществе — это тот «винт, на котором все держится»

… Но проблема еще и в том, что костурбатый и покалеченный Капитализм, возникший у нас, внес в социо-культурные матрицы постсоветствкого пространства и совершенно новые категории и понятия. Вместе с «бизнесом» и «прибылью», в коллективном бессознательном возникли новые смыслы, связанные с «капитализацией», «сметами» «активами», «акциями», «конкуренцией», «выгодополучателями-бенефициарами» и многое другое. Все это прочно закрепилось в наших головах, и удивительным образом наложилось на сословное мироустройство. Так постепенно у сословий стал складываться образ «государства-корпорации», а сословная рента с налогом превратились в элементы «корпоративной культуры».

Какое это имеет отношение к коррупции? Имеет, поскольку медленно, но неуклонно происходит некая смена ментальности сословно-феодальной на новую — корпоративную. А это приводит к еще большей диверсификации коррупционной составляющей, поскольку совмещение сословного «служения» и сбора ренты с корпоративной этикой ведет наших предприимчивых чиновников к использованию еще более утонченных механизмов взяточничества и казнокрадства! Долг по сбору сословной ренты и понимание своего места в государственной иерархии, теперь должен сочетаться с изобретательно-ловким предпринимательским индивидуализмом (дабы не навредить себе.) Это рождает новоявленные, виртуозные, многоканальные схемы воровства и ухода от налогов, становится детищем всей теневой экономики, так как обязывает субъекта быстро соображать: кому отдавать честь, кого крышевать, а кого гнобить! Как замечает гениальный аналитик С.Кордонский, так возникает «чувство собственника по отношению к казенно-государственному, и рейдерский мотив по отношению к чужому-частному».
Ну а то, что «крали и красть будут» — то это ведь когда-то тоже заканчивается. Современный мир с его прозрачностью, с ярко выраженным мировым трендом Транспарентности — делает эту задачку все более и более сложной. Существующие на Западе институты и сейчас уже фундаментально затрудняют это привычное для чиновничества магическое действо. Новая элита, что грядет, сделает его когда-нибудь невозможным по простой причине: оно станет крайне нереспектабельным, и институт доброй и незапятнаной Репутации (как некогда у дворянства) станет важнейшим ориентиром всех новых поколений!

Коментувати



Читайте також

Рекомендації

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.