Аналітичне інтернет-видання

Какое-либо изменение ситуации на угольном рынке Донецкой области, по мнению экспертов, уже невозможно без перераспределения сфер влияния между основными операторами

konstytutsiya-ukrayiny-e1561708787475-1

Основные операторы угольного рынка Донецкой области, которыми являются углетрейдеры, фактически уже поделили сферы влияния. А отсутствие значительной конкуренции между ними создало почву для объединения усилий финансово-промышленных групп по установлению контроля над производственным процессом в угольной, металлургической и энергетической промышленности области. В результате были созданы замкнутые производственные цепочки по линии «уголь-кокс-металл», позволяющие углетрейдерам диктовать свои условия не только на региональном, но и (в силу специфики Донецкого региона) на всеукраинском углерынке.

25 сентября 2000 ,

Автор: Виталий Кулик

Http://www.companion.ua/Articles/Content/?Id=4896&Callback=46

Угольная промышленность Донецкого региона представлена 105 угледобывающими, 12 шахтостроительными предприятиями и 25 обогатительными фабриками, что составляет 73,86% угольных предприятий Украины. Производственная мощность предприятий региона, при размере Донецкого угольного бассейна в 150 тыс. квадратных километров угленосной площади, определяется в 59 млн. т, а балансовые запасы угля равняются 14,5 млрд. т, в том числе коксующегося - 7,5 млрд. т.

В Донецком угольном бассейне добывается большинство видов каменного угля, которые имеют собственный рынок реализации и своих потребителей. Коксующийся уголь наиболее ценен на угольном рынке, поскольку предназначен для нужд экспортно ориентированных металлургических предприятий. Вокруг его добычи и реализации сконцентрированы интересы большинства ведущих операторов угольного рынка. В зоне особого интереса со стороны углетрейдеров находится также и высококачественный уголь - антрацит, потребляемый металлургическими предприятиями и химической промышленностью. Повышенным спросом пользуется на рынке энергетический уголь, который потребляют ТЭС. Свою нишу на рынке угля занимает и обычный уголь, покупаемый населением в качестве топлива.

Субъектами угольного рынка выступают как государственные холдинговые компании, отдельные шахты (акционированные или приватизированные), непосредственно добывающие уголь, так и мощные угольные трейдеры, имеющие свои коммерческие интересы в других сферах экономики страны. Как считает эксперт Центра политического образования Андрей Боярунец, влияние последних на ситуацию на рынке сложно переоценить, поскольку в их руках сконцентрированы все частные инвестиционные потоки, идущие в отрасль. Угольные трейдеры, по мнению Андрея Боярунца, реализуют в угольной промышленности свои посреднические схемы по линии «добыча угля- переработка-сбыт», благодаря которым в состоянии эффективно влиять на ценовую политику и контролировать рынок. Именно они, по мнению эксперта, и являются главными действующими лицами угольного рынка.

Трейдеры уже поделили донецкий угольный рынок

Основным оператором на донецком угольном рынке является АО «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД). По словам руководителя информационно-аналитической службы Центра предпринимательской инициативы Ростислава Михеева, «первоначально ИСД замышлялся как региональный газовый трейдер. Однако со временем, при активном содействии областного руководства (считает г-н Михеев) в сферу его интересов попали угольный и металлургический рынки».

По словам бывшего главы Донецкой обладминистрации Владимира Щербаня, донецкая региональная элита представляла ИСД как мощный концерн, влияющий на шахты, коксохимические заводы, горно-обогатительные фабрики и металлургические комбинаты. Взаимодействие между ними выстраивалось по схеме «уголь-кокс-металл». И как утверждает народный депутат Сергей Ларин, после создания этой цепочки угольная продукция оказалась инвестиционно привлекательной для частного капитала. В ранее убыточную угольную промышленность пошли инвестиционные потоки, необходимые для модернизации отрасли.

После ликвидации в 1996 году централизованной системы сбыта угольной продукции ИСД начал выступать в качестве посредника между производителями угля (шахтами) и его непосредственными покупателями (в основном - меткомбинатами). В качестве трейдера ИСД заключал долгосрочные договоры либо с угольными государственными холдинговыми компаниями (ГХК), либо непосредственно с шахтами о поставках угля в обмен на установку нового горношахтного оборудования, поставку газа или электроэнергии. Подобная бартерная схема позволила ИСД со временем получить рычаги влияния на руководство большинства ГХК Донецкой области. По мнению главного консультанта по маркетингу компании «Технософт-Кросс» Юрия Каюрова, ИСД влияет на угольщиков «посредством льготного кредитования предприятий отрасли, которые в обмен на инвестиции (в том числе и в форме товарных кредитов) вынуждены согласовывать с трейдером как объемы добычи угля, так и свою ценовую политику».

Главные интересы ИСД на угольном рынке сосредоточены вокруг коксующегося угля (хотя добыча энергетического и обычного угля также одно из направлений работы корпорации), так как он является главной составляющей производственной цепочки высокорентабельных экспортно ориентированных предприятий отечественной металлургии. Промежуточное звено этой цепочки - коксохимические заводы (КХЗ), где, собственно, и производят кокс.

В Донбассе существует ряд КХЗ, территориально и производственно привязанных к металлургическим комбинатам области. ИСД, включив их в сферу своих интересов, является главным акционером большинства из них. Так, по информации ИА «Українськi Новини», Донецкий КХЗ находится почти в «ручном» управлении ИСД, Мариупольский КХЗ полностью зависит от поставок коксующегося угля ИСД, а владелец 25% акций Алчевского КХЗ - дочернее предприятие «Индустриального союза Донбасса». Далее ветви «дерева» уходят в металлургическую промышленность, и, следовательно, интересы ИСД распространяются далеко за пределы Донецкой области.

По мнению начальника отдела маркетинга мариупольского консалтингового агентства «Проминформ» Александра Марченко, «ИСД не стремится единолично монополизировать рынок угля, а отдает предпочтение созданию вокруг себя сателлитных коммерческих структур, которые объединены с ИСД общими экономическими или политическими интересами». Так, партнером ИСД по угольному рынку выступает АО «АРС». (АРС является одним из влиятельных инвесторов угледобывающих предприятий, специализирующихся на добыче коксующегося, энергетического и обычного угля). Как сообщил генеральный директор АРС Игорь Гуменюк, «ИСД и АРС совместно обеспечивают ежемесячную переработку и реализацию 1,1 млн. тонн угольного концентрата, что равно почти 70% всего добываемого угля в Украине, а также полную поставку кокса на Днепродзержинский, Алчевский меткомбинаты, «Азовсталь», Краматорский метзавод и 70% потребностей меткомбината им. Ильича».

Кроме ИСД и АРС, на рынке коксующегося угля действует АО «Данко». В сферу интересов «Данко» попадает Енакиевский метзавод, где компания занимается организацией поставок большинства необходимых для производства материалов, в том числе кокса. Как утверждает эксперт АО «Проминформ» Андрей Сухоруков, «между ИСД и АО «Данко» существуют тесные деловые отношения, что предполагает принадлежность к одной финансово-политической группе, объединяющей донецкую региональную бизнес-элиту. Фактически эта группа создала на угольном рынке внутреннюю систему взаимоотношений, исключающую обострение конкурентной борьбы между операторами». Однако, как отмечает начальник информационной службы Солидарных профсоюзов Украины Олег Старков, «в угольной отрасли Донецкого региона четко прослеживается тенденция к вытеснению донецкой бизнес-группой «недонецких» коммерческих структур».

Примером тому может служить участь компании «Эмбол-Украина». До недавнего времени «Эмбол» являлся инвестором и основным покупателем коксующегося угля на ОАО «Шахта им. О. О. Скочинского», что позволяло ему распоряжаться почти 60 тыс. т угля в месяц. Кроме того, «Эмбол-Украина» осуществлял поставки добываемого в Донецкой области кокса на Макеевский меткомбинат и «Запорожсталь». Но в связи с возбуждением ряда уголовных дел против руководства главного стратегического партнера «Эмбола» - АКБ «Славянский» (г. Запорожье) - компания начала терять влияние на угольном рынке и стала сворачивать свои инвестиционные проекты. Как утверждает Андрей Сухоруков, «свертывание деятельности «Эмбола» на угольном рынке играет в первую очередь на усиление ИСД, которая рассчитывает получить долю «Эмбол-Украина» на рынке коксующегося угля».

Таким образом донецкая бизнес-группа, руководимая ИСД, вытесняет из угольной отрасли структуры, не вписывающиеся в ее систему распределения интересов на донецком угольном рынке. Андрей Сухоруков усиливает эту мысль: «между главными операторами угольного рынка, входящими в донецкую бизнес-группу, существует договоренность о распределении сфер влияния в отрасли и о доле каждого на рынке. Основой данной бизнес-группы является мощный концерн «Индустриальный союз Донбасса», контролирующий более половины угольного рынка. В целом же, углетрейдеры контролируют более трех четвертей всего угольного рынка, а рынок коксующегося угля контролируется ими полностью».

Самостоятельную игру на рынке могут вести только крупные шахты

Кроме мощных концернов, на угольном рынке Донецкой области в качестве относительно самостоятельных субъектов также действуют частные или акционированные угледобывающие предприятия, которые не входят в ГХК. Достаточными факторами для ведения ими самостоятельной игры на рынке являются высокое качество добываемой продукции и наличие спроса на эту продукцию.

Так, ОАО «Шахта «Комсомолец Донбасса» (г. Кировское Донецкой области) занимает не последнее место на рынке энергетического угля. Производственные мощности позволяют шахте ежегодно добывать до 1,5 тыс. т энергетического угля, что в два раза больше среднего показателя по области. Основные ее конкуренты - «Шахта «Енакиевская» и ГХК «Октябрьуголь», также добывающие и реализующие на рынке энергетический уголь.

Но это не все механизмы. Достаточно самостоятельно ведет свои дела самая большая шахта Донецкого региона - АО «Шахта им. Засядько». (К примеру, 61 шахта из 251 действующей в 1999 г. добыла 3 млн. тонн угля - почти столько же, сколько одна «Шахта им. Засядько».) Но как утверждает член исполкома Координационного совета рабочего движения Юрий Докукин, «народный депутат Ефим Звягильский, ранее возглавлявший «Шахту им. Засядько», продолжает лоббировать ее интересы на общегосударственном уровне». Кроме того, Ефим Звягильский с августа 1999 года является заместителем председателя Наблюдательного совета Первого Украинского Международного банка (ПУМБ), одного из основных инвесторов угольной промышленности, акционерами которого являются Европейский банк реконструкции и развития, Немецкая корпорация реконструкции и развития и другие.

Анализируя эту информацию, можно предположить, что именно позволяет отдельным субъектам рынка защищать свои интересы, отстаивать свою самостоятельность и оставаться при этом конкурентоспособными.

Энергоостров - приманка для инвестора

Новая инициатива, способная повлиять на угольный рынок, представляет собой идею введения т. н. «региональных энергоостровов». По мнению руководства Донецкой областной администрации, создание собственного регионального энергорынка в топливно-энергетическом комплексе создаст условия для аккумулирования средств внутри системы.

Как считает начальник Главного управления промышленности Донецкой области Алексей Филипов, низкий уровень оплат энергетическими предприятиями потребленного угля означает по сути кредитование шахтеров энергетиками. А создание регионального энергорынка, по мнению Филипова, позволит эффективно решать проблемы межотраслевых отношений, модернизировать практику платежей и расчетов, что в свою очередь создаст необходимые условия для погашения задолженности по заработной плате шахтерам и энергетикам.

Как известно, Донецкая облгосадминистрация подготовила экономические обоснования для создания Донбасской топливно-энергетической компании. Так, в частности, были определены рациональные потоки и объемы поставок угля с учетом интересов теплоэлектростанций как Донбасского региона, так и других областей. По мнению губернатора Донецкой области Виктора Януковича, стопроцентный взаиморасчет между энергетиками и шахтерами позволит последним полностью выплачивать текущую зарплату, оплачивать потребленную энергию и частично вкладывать деньги в производство.

Региональный энергоостров позволит основным операторам угольного рынка, которые являются инвесторами и в энергетике, построить новую цепочку по линии «уголь-электроэнергия». Речь идет о создании контролируемой производственной цепочки в направлении поставок энергетического угля в обмен на электроэнергию, через целый ряд дополнительных коммерческих операций, связанных с коксохимической и металлургической продукцией.

Кроме того, по утверждению директора Донецкого центра политического и промышленного консалтинга Ильи Гришина, «создание регионального энергорынка в рамках Донецкой области будет способствовать укреплению контроля над угольным рынком со стороны основных трейдеров».

Основные операторы угольного рынка Донецкой области, которыми являются углетрейдеры, фактически уже поделили сферы влияния. А отсутствие значительной конкуренции между ними создало почву для объединения усилий финансово-промышленных групп по установлению контроля над производственным процессом в угольной, металлургической и энергетической промышленности области. В результате были созданы замкнутые производственные цепочки по линии «уголь-кокс-металл», позволяющие углетрейдерам диктовать свои условия не только на региональном, но и (в силу специфики Донецкого региона) на всеукраинском углерынке.

Таким образом, в Донецком регионе фактически произошла монополизация угольного рынка мощной финансово-промышленной группой, являющейся коммерческим проектом Донецкой региональной финансово-политической группы.

Читайте також