Аналітичне інтернет-видання

Германские тона в молдавском букете

konstytutsiya-ukrayiny-e1561708787475-1

Переговоры по Приднестровью переводятся на дипломатический язык

После визита федерального канцлера Германии Ангелы Меркель в Молдову прошло уже некоторое время, достаточное для того, чтобы проанализировать не только горячие результаты встреч на высшем уровне в Кишиневе, но и отметить основные тенденции развития ситуации в регионе.

Во-первых, главным маркером германо-молдавского диалога стала актуализация так называемого третьего кейса переговорного процесса в приднестровском урегулировании. Речь идет о том, что теперь разговор о статусе Приднестровья переходит из формата досужих размышлений экспертов и журналистов в плоскость дипломатического протокола. Госпожа канцлер заявила, что «решение конфликта возможно путем предоставления региону особого правового статуса в рамках территориальной целостности Молдовы, в ее международно признанных границах. При этом необходимы эффективное центральное правительство и автономия местных властей». Ангела Меркель считает, что сохранение нынешнего статус-кво замороженного конфликта на руку ограниченному кругу лиц, и эта проблема не может существовать долго, ее необходимо решать в интересах людей с двух берегов Днестра.

Хотя сама г-жа Меркель говорила о том, что сторонам процесса урегулирования следует «набраться терпения и двигаться поэтапно», германская дипломатия активно прорабатывала возможность в скором времени подписания некоего импульсного документа.

Во-вторых, результатом стало усиление роли наблюдателей в переговорном формате «5+2». Берлин четко дал понять, что такие наблюдатели, как ЕС и США, должны стать равноправными участниками переговорного процесса. Соответственно инициатива формирования повестки дня урегулирования также должна находиться под бдительным оком Брюсселя.

Некоторым экспертам показалось, что сам визит канцлера Германии в Молдову не стал прорывом и его исторической миссии кто-то помешал… Однако такие выводы основываются на завышенных ожиданиях от визита, которые имели место в самом Кишиневе. Сухим остатком молдавского визита Меркель стали обещания европейских инвестиций в Молдову, высокая оценка евроинтеграционных процессов в РМ и отличный пиар премьера Молдовы Влада Филата и канцлера ФРГ Ангелы Меркель.

В Тирасполе продолжаются внутренние разборки

Сейчас основная интрига сосредоточена вокруг того, кто будет контролировать прокуратуру региона, руководство которой не было зачищено после президентских выборов. Прокурора утверждает Верховный совет непризнанной ПМР (Приднестровская Молдавская республика), большинство в котором все еще принадлежит партии «Обновление» (по факту – группе «Шериф»). Президент ПМР Евгений Шевчук еще в апреле пытался отправить в отставку генпрокурора Гурецкого, но парламент его не поддержал.

В новом политическом сезоне ожидается новый поход Шевчука на Верховный совет. Президент Приднестровья намерен пробить пакет законодательных изменений в таможенной и налоговой сферах, а также провести через региональный парламент конституционные изменения.

Как прогнозируют местные эксперты, внутриполитическая ситуация в Приднестровье и в дальнейшем будет характеризоваться продолжением противостояния между командой лидера региона Евгения Шевчука и группой «Шериф». Посему, учитывая склонность нового приднестровского президента к радикальным мерам, не исключено, что будет осуществлена попытка оказать решающие воздействие на подконтрольный «Шерифу» бизнес, а также попытка роспуска парламента. Кроме того, Шевчук активно ищет внешнюю поддержку в Москве и Кишиневе. Поэтому Тирасполь в полной мере информационно отыграл свои интересы на фоне глобалистики визита Меркель.

Новые заморозки в отношениях Киева и Бухареста

Вокруг визита г-жи Меркель в Кишинев муссировалось множество слухов и дезинформационных кампаний. В прессе тут же появилось несколько как бы проектов меморандумов об реинтеграции Молдовы, о сдаче Приднестровья и пр. Однако в основном все они оказались утками, запущенными разными игроками для решения своих политических целей. Непоследнюю игру в этой мутной информационной воде играли и румынские СМИ. Так, под визит Меркель некоторые политики в Бухаресте попытались напомнить об амбициях Румынии выступить участником приднестровских переговоров. Мол, Россия (по мнению Бухареста – сторона конфликта на Днестре) является посредником, почему не может быть и Румыния… адвокатом Молдовы?

Дискуссии вокруг актуализированной Меркель приднестровской темы вскрыли новые особенности и украинско-румынского диалога.

Формально отношения между Украиной и Румынией выглядит достаточно инертнопозитивными. В апреле с.г. состоялся обмен визитами на уровне министров иностранных дел, 21 мая прошла встреча президентов, во время которой стороны договорились активизировать усилие относительно решения актуальных вопросов двусторонней повестки дня… Общий объем товарооборота между Украиной и Румынией по итогам 2011 года составил 2077,43 млн. долл., из которого экспорт – 950,71 млн. долл., импорт – 1125,72 млн. долл. В сравнении с 2010 годом товарооборот увеличился на 49,58%.

Казалось бы, все статистические показатели в норме… Но есть вопросы, которые продолжают создавать негативный бэкграунд диалогу Киева и Бухареста.

Во-первых, это обеспечение прав лиц, которые принадлежат к национальным меньшинствам в Украине и Румынии. Действенными инструментами в этом контексте мог бы стать начатый в 2006 году общий украинско-румынский мониторинг состояния обеспечения прав лиц, которые принадлежат к украинскому национальному меньшинству в Румынии, и лиц, которые принадлежат к румынскому национальному меньшинству в Украине (при участии экспертов ОБСЕ и Совета Европы), а также деятельность Смешанной украинско-румынской межправительственной комиссии по вопросам обеспечения прав лиц, которые принадлежат к национальным меньшинствам. Однако эти инструменты были торпедированы Бухарестом, который сразу же потерял к ним интерес, сосредоточившись на критике исключительно украинской практики обеспечения прав национальных меньшинств. Просто результаты мониторинга и объективного анализа ситуации свидетельствовали бы не в пользу Румынии.

Во-вторых, упрощенное предоставление гражданам Украины и Молдовы румынского гражданства. В апреле 2009 – феврале 2010 года были приняты изменения в румынское законодательство относительно «восстановления гражданства». Из текста соответствующего закона исчезло положение, что фамилии новых граждан Румынии должны быть опубликованы в официальном органе румынского правительства. Теперь румынская сторона, ссылаясь на неразглашение персональных данных, отказывается предоставлять любую информацию о лицах, которым выдали паспорт Румынии. По предварительным подсчетам, в Украине получили румынский паспорт свыше 50 тыс. человек. Хотя если разбить эту цифру погодично, то окажется, что в 2011–2012 годах произошло троекратное увеличение количества обладателей двойного гражданства.

Согласно данным представительства Фонда Сороса в Румынии, румынское гражданство с 1991 по 2012 год получили более 226,5 тыс. граждан Молдовы. Годовой показатель восстановления гражданства Румынии гражданами РМ составляет 60–80 тыс. человек. Сейчас зарегистрировано около 800 тыс. заявлений граждан Молдовы на получение гражданства Румынии. Но есть и другие данные, например Международной организации по миграции, которая утверждает, что Молдова уже потеряла более трети трудоспособного населения – около 1,2 млн. граждан, которые эмигрировали на заработки в страны Восточной и Западной Европы, получив румынское гражданство. Напомним, что по состоянию на июль 2012 года в Молдове проживают 3,560 млн. граждан.

В этом отношении более чем странными выглядят слова президента Молдовы Николае Тимофти о том, что жители Молдовы восстанавливают румынское гражданство не для того, чтобы свободно выезжать за границу, а «во имя выражения своего отношения к истории народа». Так ведь скоро и народа может не остаться в Молдове.

Читайте також