ВОЗМОЖНОСТИ УКРАИНЫ ИНТЕГРИРОВАТЬСЯ В ЕВРО-АЗИАТСКИЙ НЕФТЕТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР

Виталий КУЛИК, директор Центра исследований проблем гражданского общества

За счет собственных энергоресурсов Украина удовлетворяет внутреннюю потребность в нефти не более чем на 15(20%. Поэтому поиск источников «черного золота» является одной из главных проблем государства на протяжении почти десяти лет украинской независимости.
http://soskin.info/ea.php?pokazold=20010778&n=7-8&y=2001

Вместе с тем Европейский Союз также ищет возможности диверсификации поставок нефти, ибо его собственные топливные ресурсы не покрывают потребностей всех входящих в него стран. А так как в 2000 г. потребление нефти в Европе возросло приблизительно на 2% по сравнению с 1999 г., ЕАНТК оказался одним из ключевых направлений европейской нефтяной политики.

Сегодня каспийская нефть транспортируется в Европу по нефтепроводам Баку (Азербайджан) ( Новороссийск (Россия) и Баку ( Супса (Грузия). Каждый из них поставляет азербайджанскую нефть в объеме 0,1 млн. баррелей в сутки. Помимо этого, по нефтепроводу Атырау (Казахстан) ( Самара (Россия) ЕС получает казахскую нефть в объеме 0,2 млн. барр. в сутки. Однако эти объемы в совокупности покрывают лишь незначительную часть потребностей ЕС в углеводородах.

Для увеличения поставок каспийской нефти в 1995 г. дополнительно был введен в эксплуатацию азербайджано-грузинский железнодорожный коридор ТРАСЕКА. Кроме того, в Каспийском регионе в марте 2001 г. вошел в строй мощный российский экспортный трубопровод Тенгиз ( Новороссийск. Продолжается строительство иранской магистрали Нека ( Рей (она будет введена в эксплуатацию в 2002 г.).

Однако следует заметить, что запасы нефти в Каспийском регионе намного превышают пропускные возможности существующих и достраивающихся нефтепроводов. Так, по оценкам экспертов, коммерческие запасы нефти на Каспии составляют 30 млрд. т, а прогнозируемые ( около 100 млрд. т. Лишь в Казахстане на месторождениях Тенгиз и Кашаган запасы нефти оцениваются в 7 млрд. т.

Следовательно, страны Каспийского региона могут увеличить объем поставок нефти (в том числе из новых месторождений) только после ввода в эксплуатацию дополнительных мощностей транспортной системы. И именно это дает Украине надежду на возможность участия в транспортном коридоре.

По утверждению председателя правления магистрального нефтепровода «Дружба» Любомира Буняка, нефтепровод Одесса ( Броды будет введен в действие в середине 2001 г. (на сегодняшний день построено 90% трубопровода). Украинская магистраль станет продолжением одного из двух основных проектов транспортирования каспийской нефти (Баку ( Супса). По словам экспертов, одним из свидетельств в пользу успеха реализации данного проекта является тот факт, что нефтепровод Одесса ( Броды практически построен, в то время как альтернативные транспортные пути (турецкий, румынский, болгарский и российский) находятся лишь в стадии экономико-технической разработки. К тому же, будучи вдвое короче, трубопровод Одесса ( Броды позволяет существенно снизить цену транспортировки. Так, путь нефти через Джейхан и Босфор в Европу составляет 9,3 тыс. км, стоимость перекачки 1 тыс. тонн нефти ( $28,9, а через Украину и Польшу ( соответственно 4,7 тыс. км и $20,4.

Таким образом, каспийская нефть, которая может пойти в Европу через Украину по нефтепроводу Одесса ( Броды, будет иметь достаточно конкурентоспособную цену по сравнению с традиционной для Европы ценой нефти с Ближнего Востока. Таково было первоначальное обоснование перспектив Украины в плане интеграции в Евро-Азиатский нефтетранспортный коридор.

Однако изменение конъюнктуры на каспийском рынке нефтетранзита существенно пошатнуло позиции Украины как транспортного узла ЕАНТК. Украинскому проекту продолжения Евро-Азиатского транспортного коридора было оказано жестокое сопротивление со стороны заинтересованных государств-участников европейского нефтетранзита.

По мнению Андрея Мишина, государственного эксперта Национального института проблем международной безопасности при Совете национальной безопасности и обороны Украины, строительство нефтетерминала в Южном и нефтепровода Одесса ( Броды «включило Украину в конкурентную борьбу за схемы транспортировки каспийской нефти в Европу с Турцией, Болгарией, Румынией и Россией».

Турция уже на протяжении нескольких лет лоббирует собственный путь транспортировки «большой» каспийской нефти по маршруту Баку ( Джейхан. Дело в том, что в результате эмбарго на торговлю с Ираком, нефтяной терминал в Джейхане (построенный для перевалки иракской нефти в 1977 г.), пропускной способностью 100 млн. т, в данное время практически бездействует. Поэтому Турция остро нуждается в его загрузке каспийской нефтью. Кроме того, проект транспортировки нефти через Джейхан, в качестве альтернативы иранскому и российскому путям нефтетранзита, поддерживается США (Турция является членом НАТО и стратегическим союзником Вашингтона в Малой Азии). А это достаточно веское основание для Анкары надеяться на финансовое участие американских компаний в проекте.

Турция не была лишена оснований для оптимизма относительно успеха своего проекта Баку ( Джейхан. Если ранее администрация Билла Клинтона пыталась провести данный проект политическими методами, то с приходом к власти в США республиканцев трубопровод Баку ( Джейхан обрел реальные очертания.

Так, в конце февраля 2001 г. крупнейшая американская нефтяная компания Chevron заявила о своей готовности присоединиться к Спонсорской группе по строительству основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку (Азербайджан) ( Джейхан (Турция). Напомним, что Chevron является основным разработчиком казахстанского месторождения Тенгиз (потенциал ( около 7 млрд. т), запасы которого и составляют основу так называемой большой каспийской нефти.

Известно, что вокруг Каспия сосредоточены интересы ведущих операторов мирового нефтяного рынка, прежде всего США и России. Госдепартамент США активно поддерживает проект строительства нефтепровода Тенгиз ( Баку ( Джейхан в противовес российским проектам. В свою очередь РФ лоббировала строительство нефтепровода Тенгиз ( Новороссийск ( Бургас. Таким образом, главный спор между Россией и США был сконцентрирован вокруг маршрутов казахстанских нефтепоставок.

Экономическая состоятельность обоих проектов возможна лишь при условии, что через него пойдет казахская нефть из месторождений Тенгиз и Кашаган. Азербайджану собственной разведанной нефти явно недостаточно, чтобы в полном объеме загрузить трубопровод Баку ( Джейхан. (В конце прошлого года Азербайджан оказался не в состоянии обеспечить загрузку трубопровода Баку ( Новороссийск).

Как считают аналитики российского Института СНГ, Казахстан в силу ограниченности собственных финансовых возможностей не может освоить свои участки Каспийского шельфа без привлечения крупных иностранных инвесторов. Таким образом, добыча нефти на основных месторождениях Каспия оказалась под контролем западных компаний.

Наблюдатели отмечают, что после того, как транснациональные нефтяные компании (НК) закрепились на каспийском нефтерынке, они перешли к решающей фазе реализации своей стратегии ( созданию маршрута транспортировки «большой каспийской нефти» в обход России, их основного конкурента.

Еще летом 2000 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявлял об отказе его государства участвовать в проекте Баку ( Джейхан, настаивая на увеличении поставок казахской нефти в Россию и Украину. Однако «под давлением инвесторов, ( считает эксперт Национального института проблем международной безопасности Рустем Жангожа, ( казахстанское руководство было вынуждено пересмотреть свое отношение к реализации проекта нефтепровода Баку ( Джейхан».

В конце февраля 2001 года, по сообщению российского ИА Media-Press, во время встречи президентов Грузии и Казахстана, казахстанский лидер подчеркнул, что собирается оказывать политическую поддержку проекту нефтепровода Баку ( Тбилиси ( Джейхан. По информации казахстанского ИА «Хабар», Астана выразила готовность транспортировать по данному трубопроводу ежегодно около 20 млн. т нефти.

Как считает бывший специальный представитель президента и госсекретаря США по вопросам энергоресурсов Каспия Элизабет Джонс, присоединение Астаны к магистрали Баку ( Джейхан означает, что основной поток каспийской нефти пойдет на мировой рынок именно по трубопроводу Баку ( Джейхан. И, по прогнозам экспертов Интернет-агентства «Транскаспий», уже к 2008 г. объемы казахстанских поставок по этому нефтепроводу возрастут до 60 млн. т/год.

Элизабет Джонс считает, что участие компании Chevron в Спонсорской группе строительства ОЭТ Баку ( Джейхан ускорит аккумуляцию средств для завершения строительства трубопровода, которое запланировано на 2004 год. (В настоящее время в Спонсорскую группу по строительству ОЭТ Баку ( Тбилиси ( Джейхан входят британские компании British Petroleum и Ramco, американская Unocal, норвежская Statoil, японская Itochu, турецкая Turkish Petroleum, азербайджанская Socar и Delta Hess из Саудовской Аравии.) Таким образом, по мнению экспертов, через три года основной поток «большой каспийской нефти» будет проходить в обход восточноевропейских нефтетранспортных коридоров.

Тем не менее, России все же удалось увеличить объемы гарантированных поставок казахстанской нефти для загрузки собственных нефтепроводов. Так, после подписания соглашения об энергетическом сотрудничестве между РФ и Казахстаном в начале 2001 года Москва увеличила квоту на прокачку казахстанской нефти по российским трубопроводам с 14 млн. т в 2000 г. до 15,8 млн. т в 2001 г. Плюс к этому, по словам вице-премьер-министра РФ Виктора Христенко, в систему прокачки каспийской нефти из Казахстана, кроме трубопровода Атырау ( Самара, войдет Балтийский трубопровод. Строительство последнего россияне планируют завершить к концу 2001 г. Таким образом, Казахстан увеличит объемы транзита своей нефти по российской территории на Запад в обход Украины.

В конце марта 2001 г. консорциумом «Каспийский трубопровод» был сдан в эксплуатацию 1580-километровый нефтепровод Тенгиз ( Новороссийск.

Как считают эксперты, реализация данного проекта представляет собой первоначальную победу России в борьбе за сферы влияния на Каспии. Однако, по мнению английского эксперта по Каспию Дж. Доббса, эта победа может оказаться временной. Мощность трубопровода составляет 560000 баррелей/сутки, впоследствии она будет увеличена примерно до 1,5 млн. баррелей/сутки, что станет существенным дополнением к суммарным потребностям мировых рынков в нефти, выражающимся цифрой около 75 млн. баррелей/сутки.

Однако этот нефтепровод не исчерпывает все объемы транспортировки каспийской нефти.

В настоящее время изучается несколько крупных проектов реконструкции и строительства казахстанско-российских трубопроводов: Аксай ( Большой Чаган ( Атырау ( Самара для транспортировки нефти из месторождения Карачаганак и нефтепровода Кенкияк ( Атырау ( Самара, который позволит экспортировать углеводороды из месторождений Актюбинской области.

Альтернативу украинскому проекту нефтепровода предлагает и Болгария, планирующая задействовать для приема танкеров с казахстанской и азербайджанской нефтью терминал в районе Бургаса (нефть из Бургаса поступает через территорию Македонии в албанский порт Влера, а оттуда ( в Европу). Болгарский путь каспийской нефти также поддерживается США ( американские компании (Шеврон, Ексон-Мобил и др.) изъявили желание участвовать в данном проекте. Таким образом, казахско-российско-болгарско-греческий проект нефтепровода является привлекательным для инвестиций ведущих операторов мирового нефтерынка, что, безусловно, будет способствовать его успешной реализации.

Первый шаг к осуществлению данного проекта был сделан в конце марта 2001 г. Правительство России заявило, что достигнуто соглашение между РФ, Грецией и Болгарией о совместной реализации проекта нефтепровода Новоросийск ( Бургас ( Александруполис. Из месторождения Тенгиз (Казахстан) нефть по трубопроводу пойдет на терминал Новороссийска, далее танкерами перевозится в порт Бургас (Болгария), откуда направится по нефтепроводу на Адриатическое побережье в порт Александруполис (Греция) и танкерами на мировые рынки.

По информации ИА «Прайм-ТАСС», посол Греции в Москве Димитриос Кипреос заявил, что в скором времени Россия, Греция и Болгария намерены создать «Трансбалкан Ойл Компани», которая и будет контролировать нефтетранспортный коридор Новоросийск ( Бургас ( Александруполис.

Помимо этого, существует совместный румынско-российский проект (при участии ЛУКойл) транзита каспийской нефти из порта Новороссийск через нефтетерминал Констанци с ее последующей реализацией в Европу по строящемуся нефтепроводу Констанца (Румыния) ( Триест (Италия).

Одновременно Россия ускоренными темпами сооружает нефтепровод Суходольная ( Родионовская, который даст возможность прокачивать нефть из магистрального нефтепровода «Дружба» в обход Украины. По словам президента российской компании «Транснефть» Семена Вайнштока, строительство этого нефтепровода будет завершено к концу 2001 г. В настоящее время из 259 необходимых километров труб получено уже 203. Также ведется закупка оборудования для насосных станций. Как заявил С. Вайншток, целью данного проекта является получение приемлемой стоимости транспортировки нефти, а также независимость в данном вопросе от украинских властей.

Однако ЕС пока не спешит отдавать предпочтение (по крайней мере, на официальном уровне) тому или иному проекту транспортировки каспийской нефти в Европу. Глава Еврокомиссии Романо Проди заявил, что «новые трубопроводы ( дело частных компаний, и Евросоюз не будет в это вмешиваться».

До недавнего времени Украина надеялась на участие в транспортировке каспийской нефти. Украинское правительство рассчитывало на то, что сможет загрузить нефтепровод Одесса ( Броды за счет азербайджанской нефти. Однако Баку оказался не в состоянии обеспечить поставками даже российскую магистраль Баку ( Новороссийск. Поэтому основные надежды украинского правительства были возложены на казахстанскую нефть. И небезосновательно.

Так, еще в конце 2000 г. компания «Казахойл» (коммерческий агент Казахстана на мировом нефтерынке) заявила о готовности в несколько раз увеличить объемы поставок нефти в Украину. Такое намерение казахстанской НК было связано с тем, что Астана проявляла повышенный интерес к украинским НПЗ ( дрогобычской «Галичине» и надвирнянскому «Нефтехимику Прикарпатья». А глава Фонда госимущества Украины Александр Бондарь в конце прошлого года заявил, что был бы рад участию «Казахойла» в тендере по приватизации этих заводов («Казахойл» уже является владельцем контрольного пакета акций Херсонского НПЗ).

По мнению некоторых экспертов, «Казахойл» намеревался выйти на украинские рынки оптовой и розничной торговли нефтепродуктами. По словам президента «Казахойла» Нурлана Балгимбаева, НК «рассматривала планы диверсификации поставок нефти в Европу». И в этих планах фигурировал нефтепровод Одесса ( Броды ( Гданьск. Вместе с тем, как заявил г-н Балгимбаев, «этот нефтепровод интересует казахскую сторону только вместе с Дрогобычским и Надвирнянским НПЗ».

Однако в конце февраля 2001 г. Дрогобычский НПЗ и российская НК «ЛУКойл» достигли соглашения о стабильных поставках в текущем году сырой нефти на завод. Агентство отмечает, что российская НК таким образом фактически стала приоритетным покупателем данного НПЗ. Тем самым возникло сомнение в том, что «Казахойл» сможет приобрести государственный пакет акций Дрогобычского нефтеперерабатывающего завода, а, следовательно, и загрузить казахстанской нефтью трубопровод Одесса ( Броды.

В результате планы участия Украины в Евро-Азиатском нефтетранспортном коридоре оказались на грани срыва. Для того чтобы быть рентабельным, нефтепровод Одесса ( Броды ( Гданьск должен пропускать 9 млн. т нефти в год. А такой загруженности можно достичь только при условии поставок нефти из казахстанских месторождений, ибо Азербайджан сможет предоставлять не более 0,1(0,2 млн. т/год, а других потенциальных нефтеисточников для данного трубопровода Украина пока не имеет.

Несмотря на это, украинское правительство не проявляет активности в привлечении поставщиков углеводородов для транспортировки по украинской нефтяной магистрали. По информации ИА «Українськi Новини», во время визита в Баку спикер Верховной Рады Украины Иван Плющ отметил низкую деловую активность украинских нефтяников в каспийском регионе.

Пассивность украинского руководства и бизнеса может привести к тому, что трубопроводная магистраль Одесса ( Броды из-за отсутствия гарантированных нефтепоставок в 9 млн. т/год окажется не загруженной для рентабельной работы. И еще недостроенный нефтепровод превратится в изначально убыточное предприятие.

Единственной европейской страной, прямо заинтересованной в участии Украины в транспортировке каспийской нефти, является Польша, поскольку украинский нефтепровод Одесса ( Броды предполагает продление трубы по польской территории в страны ЕС (Одесса ( Броды ( Плоцк ( Гданьск).

Однако Польша сегодня является кандидатом на вступление в ЕС, и поэтому Украине придется фактически самостоятельно конкурировать на рынке каспийского нефтетранзита с сильными соперниками (транснациональными нефтяными корпорациями), имеющими многолетний опыт работы на международных нефтерынках и являющимися режиссерами «мировой нефтяной игры». Так что, по сути, можно говорить лишь об отдаленной перспективе превращения трубопровода Одесса ( Броды ( Гданьск в основной поток транспортируемой в ЕС каспийской нефти. Помощи со стороны одной лишь Польши пока недостаточно.

Коментувати



Читайте також

Рекомендації

Це майданчик, де розміщуються матеріали, які стосуються самореалізації людини, проблематики Суспільного Договору, принципів співволодіння та співуправління, Конституанти та творенню Республіки.

Ми у соцмережах

Напишіть нам

Контакти



Фото

Copyright 2012 ПОЛІТИКА+ © Адміністрація сайту не несе відповідальності за зміст матеріалів, розміщених користувачами.